Аромат в суфийской традиции
Поскольку аромат имеет прямое отношение к духу, суфии считают его выражением духовности и духовного вдохновения, пишет Кришнарадж Айенгар.
Суфийские мистики рассматривают щедроты Вселенной как проявления божественной красоты и знаки Творца, одним из самых возвышенных творений которого является аромат. Аромат играет важную роль не только в суфийской практике, но и в обеспечении духовного вдохновения.
Начиная с ранних времен ислама, благовония, или «атрият», были частью сунны (пророческой традиции), включая практику сжигания «бахура» в богато украшенных курильницах, называемых «мабхара».
Джалал ад-Дин Руми, один из самых известных суфиев и персидских поэтов-мистиков, сказал: «Любовь благоухает мускусом!» Он писал:
Когда аромат моей возлюбленной наполняет воздух,
Все речи замолкают.
Любовь несет в себе запах мускуса,
Какой у него есть выбор, кроме как распространяться и быть узнанным?
Мускус – аромат Райского сада.
Аромат в суфизме также символизировал духовную сущность, духовную связь или выступал как средство выражения или передачи блаженства божественной любви и единения. Многие суфии высказывались об ароматах, в том числе аллегорически. Амир Хосров, выдающийся индийский поэт-суфий, рассказывает о том, как распознал «аромат» своего учителя Низамуддина Аулии, а Руми пишет: «Я наполнил свой разум ароматом Шамсуддина, моего учителя. Мне не нужны уд, амбра и мускус».
Руми в своем величайшем произведении «Маснави» также приводит историю из Корана о том, как ослепший пророк Якуб (мир ему), находясь в Египте, за много километров почувствовал запах своего сына Юсуфа. Вдохнув запах его рубахи, Якуб (мир ему) прозрел. Руми пишет: «Сделай запах одежды Юсуфа своей веревкой. Держись за него, потому что он делает глаза зрящими». Здесь поэт говорит об ощущении «запаха» Божьего присутствия, чтобы наши духовные глаза могли открыться.
Сук аль-Бузурия в Дамаске: аромат во флаконе духов.
Аромат находит свое применение в различных суфийских практиках. «Кружащиеся дервиши» ордена мевлеви сжигают мускусные и удовые благовония (тютсю) и душатся благовониями с запахом нарцисса и розы во время церемонии «сема». «Аромат нарцисса символизирует любовь Аллаха», – говорит Хандан Ышык, последователь суфизма из Коньи (Турция), где находится мавзолей Руми.
В арабском мире на суфийских собраниях, таких как хадра, где проводятся церемонии «зикра» (поминания Аллаха), бахур сжигают не только для очищения воздуха, но и для создания духовной атмосферы. Мюриды, или ученики, и даже шейхи, или мастера, которые руководят церемонией, душатся атрами разных типов.
Аромат играет важную роль не только в суфийской практике, но и в обеспечении духовного вдохновения через свои бесчисленные воплощения. Подобно музыке, вкусной еде и естественной красоте, он представляет собой «ниъма», что по-арабски означает «божественная благодать».
Самые дорогие и редкие ингредиенты арабских духов.
Исламосфера