Архитектура османского гарема: сокровенная часть дома или дворца

В турецком обществе, как и в исламском мире в целом, архитектура жилища сформировалась в соответствии с потребностями женщин и женской части дома, т.е. гарема.


В Османской империи жилища всех социальных групп населения в соответствии с шариатом были разделены на мужскую и женскую часть (гарем). Повседневная жизнь главы семьи и других мужчин проходила вне дома, женщины, дети и прислуга, как правило, оставались дома. Это привело к тому, что как в турецком обществе, так и в исламском мире в целом, архитектура жилища сформировались в соответствии с потребностями женщин и гарема. Расположение домов в населенных пунктах, их планировка, обустройство пространства и меблировка и даже направление комнат диктовались их интересами. Мужская часть жилища именовалась селамлык (selamlık). Здесь собирались мужчины дома, принимали гостей, устраивали встречи и званые угощения. Жилища простых людей не так явно разделялись на гарем и селамлык, как особняки и дворцы знати.

Турецкая архитектура в картинах художников.

Самые ранние жилища просто делились на две части, каждая из которых имела отдельный вход. В дальнейшем добавилась такая часть, как софа (sofa) – своего рода просторный вестибюль, холл, куда выходили двери всех комнат дома. Это место, где собирались все домочадцы, вместе принимали пищу, представляет собой наиболее характерный элемент турецкого жилища. Традиционный тип дома в регионах с жарким климатом имел обращенный на улицу простой фасад с окнами. А противоположная сторона имела открытую софу, выходящую в сад. Она называлась «сергах» или «хайят».

Спальня Валиде во дворце Долмабахче / Источник: İslam Ansiklopedisi

В районах с суровым климатом и особенно в крупных городах, где земли было мало и сельское хозяйство не практиковалось, сложился тип дома, когда софа или занимала какую-то одну сторону дома, или находилась посередине, будучи со всех сторон окруженной комнатами. Последний тип был популярен в особняках и дворцах.

Как исламская архитектура может вдохновить современную архитектуру?

В отличие от Запада, в городах Османской империи вплоть до XIX века не существовало каких-либо отдельных рабочих пространств, куда мужчины отправлялись бы работать в течение дня. Единственным исключением был базар. Работой, в том числе разными ремеслами, мужчины занимались дома, в селамлыке или в лавках, располагающихся, как правило, на первых этажах их домов. Сохранившиеся до наших дней в Анатолии и на Балканах традиционные дома демонстрируют разделение на селамлык и гарем, где селамлык обращен на улицу, во внешний мир, а гарем, имеющий отдельный вход, обращен во внутренний двор с садом. В богатых домах это различие было более очевидным, когда два отдельных здания, называемые селамлык и гарем, располагались в большом саду.

Двор Валиде в гареме дворца Топкапы / Источник: Daily Sabah

Дворцы турецких правителей первоначально строились в соответствии с принципами традиционного турецкого жилища. Еще при Мехмеде II, когда и начала формироваться отдельная дворцовая архитектура, строения в комплексе дворца Топкапы еще соответствовали этим принципам, хотя имели уже другие масштабы. Здания внутри относящейся к гарему части этого дворца даже в XVXVI веках строились с открытой софой и фасадами с портиками и открытыми балконами, которые назывались ташлык (taşlık).

Отражает ли исламская архитектура Ислам?

Синтез, достигнутый османской архитектурой в конце XVI века, и параллельно с этим становление султанского дворца как отдельного института разнообразного назначения, обусловили необходимость отказа от традиционной схемы турецкого дома. Гарем, состоящий из множества зданий и строений, приобрел характер небольшого города. Несмотря на это, планировка отдельных пространств и их внутреннее оформление не выходили за рамки традиций. Например, отведенная лично для султана часть в гареме дворца Топкапы имела селамлык. Через Зал с камином (Ocaklı Sofa) она была связана с покоями башхасеки (приближенной наложницы султана), а также с покоями шехзадеган, т.е. сыновей и других малолетних родственников мужского пола султана. Таким образом, эта часть гарема была превращена в место, где жила, собственно, семья султана. Покои матери правящего монарха, Валиде Султан, которая возглавляла гарем, занимали самую престижную центральную часть. Как и в домах простых людей, помещения семьи султана не делились на спальни, столовые, гостиные – принимали пищу, спали, проводили встречи в одной и той же комнате. О том, что это жилище монарха, напоминало только роскошное убранство, такие элементы, как каллиграфия, изразцовые плитки, купола.

Зал с камином в гареме дворца Топкапы / Источник: Daily Sabah

В гареме вся прислуга жила за стенами дворца – или в пристройках, или в отдельных зданиях с краю комплекса. Наложниц также держали в комнатах на нижних этажах, пока они не вступали в контакт с членами правящей семьи.

Тургут Джансевер: поиск мудрости через архитектуру.

С XV века в Османской империи усилилась роль капыкулу – бывших рабов, прошедших специальную подготовку и занятых на государственной и военной службе вплоть до самых высших должностей. Школа под названием Эндерун, где они обучались, находилась во дворце Топкапы. Все это оказало свое влияние на дворцовую архитектуру. Фактически дворец с Эндеруном и гаремом, где жили члены семьи правящей династии, управляли государством коллективно под предводительством султана. Поэтому и его архитектура больше отражает не величие и его церемониальную роль, а функциональность и стандартизацию. В гареме и селамлыке пространства, принадлежавшие султану и облеченным властью людям, обозначаются не размерами, как на Западе, а внутренним убранством и иерархическим размещением. Дворец Топкапы отражает концепцию государства, защищающего от внешнего мира, частного пространства, внутренний порядок которого основан на равенстве и соучастии. Он был призван показать, что главная роль принадлежит абсолютному и централизованному государству, а не отдельным лицам, даже если это султан. Гарем, который представлял семью правителя, обрел священный статус так как постоянно поставлял кадры для государства.

Исламосфера


Источник:

Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Комментарии