Ас-суккар: горькое наследие андалузского сахара
Познакомившись с сахаром, или ас-суккаром, как они называли его, после завоевания Персии в VII веке, арабы начали сами культивировать сахарный тростник. Так как мягкий климат южного побережья Иберии подходил для этой культуры, они начали выращивать ее и здесь, пишет Мадина Уайтман.
Поля сахарного тростника украсили ландшафты теплых влажных прибрежных районов Малаги, Гранады и Валенсии. В 1150 году только в регионе Гранада насчитывалось 30 000 гектаров таких полей и четырнадцать сахарных заводов. В бассейне Средиземного моря тростник требовалось поливать круглый год, что привело к развитию ирригационных технологий и гидротехники, таких как нория, или водяное колесо.
Однако эта культура также истощает почву, поэтому агрономы Андалусии разработали специальные методы восстановления плодородия. В Гранаде ат-Тигнари рекомендовал вносить коровий навоз непосредственно на поля сахарного тростника, в то время как Ибн аль-Аввам из Севильи писал, что овечий навоз лучше всего вносить повторно каждые восемь дней в разгар вегетационного периода. Мусульмане, используя богатое наследие арабской, греческой и персидской агрономии превратили ранее неразвитый горный регион вокруг Гранады в сады изобилия. Во многом благодаря этому сам город стал богатой метрополией, поддерживающей науку, искусство и ремесла, а также международную торговлю.
Арабы также усовершенствовали индийские технологии производства сахара из сахарного тростника. Конечный продукт играл важную роль в экономике Гранады, уступая только ее знаменитым шелкам. «Сахарной столицей» побережья Гранады был порт Мутрайил (ныне Мотриль), из которого в Геную поставлялся сахар местного производства. Испанское слово zafra, обозначающее сбор сахарного тростника, происходит от слова «путешествие», поскольку поденщики спускались с гор для работы на производстве сахара. Но с падением Гранадского эмирата в 1492 году все изменилось.
Нефть в исламском мире в Средние века: от военного дела до медицины.
После восстания морисков в период с 1568 по 1570 год большинство из них были изгнаны из Гранады, их плантации конфискованы церковью и олигархией. Записи этого периода свидетельствуют об огромном ущербе, нанесенном производству сахарного тростника в Валенсии после изгнания мусульман. Прежняя система мелких хозяйств, которыми владели или пользовались на правах арендаторов крестьяне и на которых работали в основном чернорабочие по контракту, была заменена огромными «протокапиталистическими» поместьями в римском стиле, называемыми латифундиями. Они принадлежали малочисленной элите, а работали на них крепостные.
Всего через восемь месяцев после завоевания Гранады 3 августа 1492 года, Христофор Колумб отправился в свое судьбоносное плавание, теоретически, в Индию. К чему была такая спешка? Как только аль-Андалус был завоеван, гордые, но зачастую бедные идальго оказались в затруднительном положении из-за отсутствия земель, которые можно было бы завоевывать и грабить. Поэтому они обратили свое внимание на что-то другое, в частности, на богатые торговые маршруты Индии.
Колумб знал о выращивании сахарного тростника на прибрежных равнинах Гранады. Когда он прибыл на территорию, которая сейчас является частью Багамских островов, то заметил, что местные климатические условия не отличаются от таковых вдоль побережья Гранады.
В свое второе путешествие в 1493 году Колумб взял с собой каталонца по имени Мигель Баллестер, который считается первым белым европейцем, посадившим сахарный тростник в Вест-Индии в 1505 году.
Первоначально Колумб предлагал перевезти коренных жителей с захваченных им земель в Гранаду для работы на созданных там плантациях сахарного тростника, но королева Изабелла воспротивилась этому. Не желая прислушиваться к ее словам, Колумб все же похитил от 10 до 25 аборигенов, чтобы представить их испанскому двору, хотя только 8 из них пережили путешествие. Изабелла, которая, по-видимому, испытывала гораздо больше сострадания к коренным американцам, чем к маврам или африканцам, отправила их обратно.
Однако после смерти Изабеллы в 1504 году Фердинанд согласился на предложение Колумба. Испытывая нехватку рабочих рук после гибели племени таино, которое было практически истреблено испанской колонизацией, король санкционировал массовую торговлю западноафриканскими рабами для работы в растущей испанской сахарной промышленности. Португальцы, британцы, французы и голландцы поспешили последовать их примеру.
Хваленое плодородие так называемого Нового Света разожгло жадность испанских землевладельцев, и опыт выращивания сахара в Испании был экспортирован на эти недавно захваченные территории. Таким образом, производство сахара считается первым в мире капиталистическим предприятием.
В течение следующих трех столетий по меньшей мере 12 миллионов рабов будут вывезены из Африки для непосильной работы на плантациях сахарного тростника, что придаст импульс европейской экономике и превратит мир в такой, каким мы его знаем сегодня.
Механические устройства исламского мира: благие деяния ради Аллаха.
Эти плантации также стали котлом, в котором варились и законодательно оформлялись идеи превосходства белой расы. Движение за отмену рабства в конечном итоге преуспело только тогда, когда сахарно-рабовладельческий комплекс перестал быть экономически жизнеспособным для британцев, как продемонстрировал Эрик Уильямс в своем «Капитализме и рабстве».
Таким образом, одиссея сахара на запад состоит из череды завоеваний и имперской экспансии. Этот продукт сыграл важную роль в изменениях в сельском хозяйстве и обществе и способствовал взрыву европейского империализма, массовому порабощению африканцев, появлению идей неолиберализма и превосходства белой расы. Являясь первой крупной монокультурой в мире, он также продолжает наносить значительный ущерб окружающей среде. Производство сахара по-прежнему страдает от проблемных условий труда. Например, почти половина этого продукта, поступающего в Великобританию, происходит из районов, где применяется принудительный и детский труд.
Нравится нам это или нет, мусульмане сыграли свою роль в этой истории. На плантациях сахарного тростника аль-Андалуса помимо свободной рабочей силы использовались и рабы, в основном сакалибы, военнопленные-христиане. Однако ненасытный сахарно-рабовладельческий комплекс, несомненно, является западным проектом. Участие мусульман в мировой работорговле является пятном на нашей совести, от которого необходимо очиститься.
Восстановить мусульманскую историю сахара – значит заявить о своей заинтересованности в его будущем и о возможности выбрать более справедливый путь.
Исламосфера