Астрономия в мусульманском мире: от поэзии к науке

В мусульманском мире в классификации наук астрономия, наряду с арифметикой, геометрией и музыкой, относилась к математическим наукам.


Как и греческие, мусульманские астрономы занимались изучением только положения и движения небесных тел, используя геометрические методы. Такие вопросы, как природа звезд и планет, а также источник их движения, рассматривала натурфилософия.

Развитие астрономии в исламском мире делят на 4 этапа:

1 – Доисламский период и ранние годы ислама

В доисламской арабской поэзии часто упоминаются те или иные небесные тела. Хотя их названия обычно выступают в качеств метафор, такие стихи позволяют судить о знаниях арабов в области астрономии, например о времени восхода и захода некоторых звезд. Немецкий ученый Пауль Куницш пишет, что им было известно более 300 звезд.

2 – Период переводов

До этого периода астрономические знания мусульман ограничивались только наблюдениями за звездами, причем поэтический аспект при этом преобладал над техническим. После завоевания обширных территорий, в том числе древнейших культурных центров, мусульмане стали наследниками знаний предыдущих цивилизаций. В последние годы правления Омейядов были переведены такие труды, как трактаты по астрономии, приписываемые Гермесу и Заратуштре. Это привело к тому, что в арабский язык стали проникать новые астрономические термины. Свидетельством достижений в астрономии начала VIII века (VIII в.) является купол бани дворца Кусайр-Амра в Западной Иордании, на который нанесена карта звездного неба с координатами эклиптики и экватором и около 400 звезд.

Аль-Фергани – мусульманский астроном, вдохновлявший Данте.

Созвездия и зодиак, нарисованные на куполе кальдария (термы) дворца / Источник: en.wikipedia.org

Астрономия в реальном смысле в исламском обществе начала развиваться после перевода на арабский язык с санскрита «Брахма-спхута-сиддханта» Брахмагупты, созданной около 770 года, и «Альмагеста» Птолемея. В этот период стали появляться первые труды по астрономии, написанные мусульманскими авторами, такими как Ибрахим ибн Хабиб аль-Фазари, Якуб ибн Тарик.

3 – Период расцвета

Вклад исламских ученых в астрономию в этот период заключался в увеличении объема данных наблюдений, разработке астрономических инструментов, моделировании видимых движений небесных тел и, таким образом, развитии математических методов. Кроме того, мусульмане усовершенствовали астролябию, известную со времен Гиппарха Никейского (2 век до н.э.), и использовали ее для решения некоторых астрономических задач, таких как определение часового угла наблюдаемой звезды с использованием графико-механических решений сферического треугольника. В этот период работали такие великие астрономы, как Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми, Абу Машар аль-Балхи, Сабит ибн Курра, Мухаммад аль-Баттани, Бируни, Ибн аль-Хайсам, аз-Заркали, Ибн Баджа, Джабир ибн Афлях, Ибн Туфайль. Их труды были переведены на латинский язык и способствовали развитию астрономии на Западе.

Вклад Ислама в Европу: от да Винчи до европейских астрономов.

Pin on história

Источник: pinterest.com

4 – Период упадка

Монгольское нашествие привело к упадку научных исследований, в том числе астрономических, во всем исламском мире, а Реконкиста положила конец развитию астрономии в Испании. Однако впоследствии произошло некоторое возрождение в этой области в Иране. Хулагу, покровительствовавший астрономическим исследованиям, построил в Мараге знаменитую обсерваторию, которую возглавил Насир ад-Дин Туси.

Последнее оживление астрономических исследований в исламском мире произошло в XV в. в Самарканде во времена правителя из династии Тимуридов Улугбека, который сам был выдающимся астрономом и построил свою всемирно известную обсерваторию.

После Улугбека развитие астрономии в исламском мире остановилось, но благодаря переводам на латинский язык наследие мусульманских ученых долгие века продолжало оказывать влияние на развитие этой науки в западном мире.

Исламская обсерватория, породившая астрономическую революцию 16-го века.

Исламосфера

Комментарии