Ахваз – иранский город мостов
Столица провинции Хузестан в Иране Ахваз – город-обладатель самого большого количества мостов на Ближнем Востоке. Несмотря на то, что, в отличие от таких популярных городов, как Исфахан или Шираз, не все туристы посещают Ахваз, он все же является популярным местом отдыха с середины осени до середины весны из-за теплой погоды. Тех же путников, которые не обделят этот прекрасный город своим вниманием, приятно удивит гостеприимство и щедрость местных жителей.
Через центр города протекает река Карун – крупнейшая и единственная судоходная река Ирана. Берега Каруна являются самым оживленным местом отдыха в Ахвазе, где в любое время суток кипит жизнь. Вечерние лодочные экскурсии пользуются большим спросом, особенно во время Навруза или новогодних праздников. Кафе и рестораны вдоль реки открыты допоздна, а местные жители любят гулять по набережной со своими музыкальными инструментами, распевая и играя до поздней ночи.
Атмосфера становится еще более очаровательной, когда загораются мосты. В Ахвазе существует девять переходов через реку Карун, что делает его городом с наибольшим количеством мостов на Ближнем Востоке. Хотя все мосты соединяют восточную и западную части города, каждый из них имеет свой уникальный архитектурный стиль.
Старейшим мостом в Ахвазе является Пол-е-Сиях или Черный мост, названный так из-за цвета его основания. Этот мост, построенный в 1929 году для пропуска поездов, также известен как Мост Победы за свою роль в победе союзников во Второй мировой войне.
Белый мост, также известный как Пол-е-Сефид, считается первым металлическим подвесным мостом в Иране. Он является одним из символов модернизации Ирана в эпоху правления Реза-шаха Пехлеви (1925-1941) и был построен сразу после Черного моста. Швейцарская компания Sentap возглавила проект и направила немецкую пару – оба супруга были инженерами-строителями – для наблюдения за строительством моста в Ахвазе. Главный инженер и муж умер вскоре после завершения строительства первой большой арки, но его жена следила за завершением проекта в 1936 году. Белый мост функционирует и по сей день, являясь популярным местом для туристов, и служит культовой достопримечательностью Ахваза, подобно Эйфелевой башне для Парижа.
Мост Пол-е-Табиа’т, также известный как Мост природы, соединяет парк Сахели и парк Лале – две зоны отдыха, расположенные по обе стороны реки. Мост предназначен исключительно для пешеходов и оборудован многочисленными скамейками и местами для рыбалки. Это отличное место для фотосъемки, особенно во время восхода и заката солнца.
На Седьмом мосту, также известном как Пол-е-Хафтом, находится самый длинный искусственный водопад на Ближнем Востоке. Смешение света и цвета на воде в ночное время – великолепное зрелище.
Восьмой мост Гадир является самым длинным вантовым мостом на Ближнем Востоке, который имеет протяженность 1014 метров.
Ахваз, из-за своей близости к иракской границе, подвергся сильным бомбардировкам во время ирано-иракской войны в 1980-х годах. Среди иранских провинций он пострадал больше других, а в жилых домах до сих пор видны пулевые отверстия. По сей день в реке Карун находят останки мучеников. Любой местный житель расскажет вам о своей личной утрате и трагедии.
Несмотря на разрушительные последствия войны, исторические достопримечательности Ахваза выдержали испытание временем. Некоторые из них относятся к эпохе Реза-шаха Пехлеви и достойны посещения. Один из таких объектов – Дом Мопара на улице Хансари, известный своим кирпичным фасадом, деревянными арками и окнами из цветного стекла. Дом Мопара, названный в честь его первоначального владельца Абдуллы Маджида Мопара, был построен в 1920-х годах и отреставрирован в 2001 году. В настоящее время это национальная достопримечательность, которая ежедневно привлекает сотни туристов.
Если пройти немного от Дома Мопара по набережной Карун в сторону бульвара Сахели, то можно увидеть гостиницу Гу. Это здание, построенное в конце правления династии Каджаров, демонстрирует смешение персидского и европейского архитектурных стилей, а стены украшены множеством изразцов, мозаикой, зеркалами, штукатуркой и фигурной кирпичной кладкой. Хотя гостиница Гу еще не открыта для постояльцев, её кафе во внутреннем дворе открыто для посетителей, а вырученные средства идут на восстановление объекта.
Ни одна поездка в Ахваз не будет полной без прогулки по многочисленным лавочкам с фалафелем на улице Лашкар-Абад в арабском районе. Если еще двадцать лет назад Лашкар-Абад считался опасным районом, то сегодня он является одним из самых оживленных в городе и наполнен туристами, которые приезжают сюда издалека, чтобы отведать фалафели. Лашкар-Абад также известен своими самосами, пахлавой, бамийе и кофе. Неудивительно, что его называют самой вкусной улицей в городе!
Для некоторых может оказаться неожиданностью, что в этом городе когда-то существовала польская община. Во время Второй мировой войны и нацистского вторжения в Польшу большое количество польских беженцев прибыло в Иран через Советский Союз и Каспийское море. По оценкам, в это время в Иране нашли убежище от 115 000 до 300 000 беженцев. Те, кто оказался в Ахвазе, обосновались в районе, который стал известен как лагерь «Полония», ныне называемый Кампулу. После войны некоторые из беженцев вернулись в Польшу, другие предпочли остаться в Иране навсегда. На новой родине они обосновались и завели семьи. Со временем они основали польскую школу и даже газету на польском языке. Кладбище ахвазских поляков, где похоронены 102 человека, долгие годы было недоступно, но теперь открыто для публики как историческая достопримечательность.
Армяне были еще одной группой беженцев, которые поселились в Ахвазе в начале Второй мировой войны. Поскольку социальная структура позволяла мирно сосуществовать людям разных вероисповеданий, армянская община также основала свое место поклонения. Церковь Сурб Месроп на улице Мостафаи, рядом с Белым и Черным мостами – памятник армянскому наследию города.
Сегодня мало кто из иранцев, армян или поляков помнит такие страницы своей истории. Однако следы прошлого Ахваза свидетельствуют об эпохе установления мира и наведения мостов. Эти мосты не только соединяют разные части города, но и сближают культуры, которые, возможно, никогда бы не пересеклись. В мире, который так часто стремится к закрытию границ, объединения можно достичь с помощью мостов.
Исламосфера