Баба Тахир – суфий, поэт, святой

Баба Тахир известен как один из самых почитаемых ранних поэтов персидской литературы.


Сведений о жизни Бабы Тахира практически нет. Даже годы его жизни являются предметом споров, называют самые разные даты – от X века до XIII. То, что в источниках его иногда называют Хамадани, а иногда Лури, позволяет предположить, что он родился где-то между Хамаданом и Луристаном. В сочинении «Рахат ас-судур» Раванди упоминается, что когда сельджукский султан Тугрул-бек приехал в Хамадан около 1055 г., он посетил Бабу Тахира Урйана, одного из трех известных шейхов того времени. Баба Тахир часто упоминает в своих стихах, что он вел бродячую жизнь, подушкой ему служили камни. Это позволяет предположить, что он был бродячим дервишем, каландаром. Должно быть, по этой причине он получил прозвище «’Урйан», что в переводе с арабского означает «нагой», но может быть понято и как «отрекшийся от мирских благ».

Баба Тахир наиболее известен своими дубейти, четверостишиями, похожими на рубаи по форме, но отличающимися от него размером. Другой характерной чертой его стихов является их язык. Хотя в регионе между Хамаданом и Хоррамабадом существует множество диалектов, его трудно отнести к какому-либо из них. Язык Бабы Тахира, по-видимому, связан со всеми этими диалектами и состоит из их смеси.

Так как было известно ограниченное количество его стихов, упоминаемых в некоторых тазкире (поэтических антологиях), Баба Тахир не был широко известен до первой четверти XX века. Но благодаря исследованиям как востоковедов, так и иранских ученых, начиная с 1885 года удалось найти и другие его произведения.

“Баба Азиз” – ориентализм или классический суфизм?

undefined

Крышка лакового зеркального футляра с множеством сцен. Школа Мохаммада Исмаила Исфахани; верхняя сцена изображает Бабу Тахира с учениками. Создано в каджарский период (Иран), датировано ок. 1855-60 гг. / Источник: Christies/Wikipedia

В своих стихах Баба Тахир предстает как скромный странствующий дервиш, искренне и страстно изливающий свою любовь к Аллаху, которого он видит повсюду вокруг себя. Как и многие его собратья, он осознает ничтожность человека, его отверженность, одиночество и обособленность, но в отличие от Омара Хайяма он видит решение этой проблемы не в гедонистическом наслаждении мирскими удовольствиями, а в фана, растворении в Аллахе. Однако в его поэзии есть и земная сторона, его любовь столь же человеческая, сколь и божественная. Таким образом, Бабу Тахира можно охарактеризовать как первого великого поэта суфийской любви в персидской литературе. За последние два десятилетия многие его дубейти были положены на музыку.

Баба Тахир известен среди иранского народа скорее как суфий, чем поэт. В приписываемом ему «Калимат-и кисар», сборнике из почти 400 афоризмов на арабском языке, приводятся высказывания на суфийские темы, такие как знание, духовное познание (ирфан) и вдохновение (ильхам). Эта работа получила широкое распространение среди суфиев, и к ней было написано множество комментариев.

Баба Тахир также почитается как святой, и ему приписывают множество чудес. Он был включен в «Саранджам», главное писание распространенной в Западном Иране и в Ираке секты ахл-и хак, которое пыталось отразить жизненный путь знаменитых суфиев, таких как Мевляна и Хаджи Бекташ Вали, и представить их как выдающихся людей, приверженных их убеждениям. Согласно этой секте, учение которой было сформировано под влиянием доисламских религий и убеждений крайних шиитов (гулат), божественность проявляется в семи людях, рядом с каждым из которых есть четыре ангела. Баба Тахир – один из ангелов рядом с Бабой Хушином, третьим из этих семи человек.

У въезда в Хамадан в 1970 году была воздвигнута грандиозная гробница Бабы Тахира.

Гюль Баба: таинственный дервиш, похороненный в Будапеште.

File:Baba Taher 2.jpg - Wikimedia Commons

Гробница Бабы Тахира / Источник: Wikimedia Commons

«Дубейти»

(В перевод Дмитрия Седых)

* * *

Таким уж создан я – веселым и печальным,

И все ж нельзя меня считать необычайным.

Из праха создан я. Кого там только нет?!

А значит, я таким родился неслучайно.

* * *

Всевышний судия! Так поступать не дело.

Ни ночи нет, ни дня, чтоб сердце не болело.

Я вечно слезы лью – и все из-за него.

Возьми его назад, оно мне надоело.

Абдрахман Джами – ученый, богослов, поэт и суфий.

* * *

Идет, идет. Пришла. Благословенный миг!

В аркане черных кос заката алый блик.

Они меня влекут, они меня арканят.

О сердце, возликуй! Ведь это ночи лик!

* * *

Цветет веками степь и отцветет не скоро.

Столетьями в горах цветы ласкают взоры.

Одни приходят в жизнь, других уносит смерть,

А степь – все та же степь, и горы – те же горы.

Саин Захур – суфийский певец, покоривший мир.

* * *

Приди, о соловей, любовью к розе пьяный,

Я научу любви безмолвной, беспрестанной.

Над розой ты поешь, живущей пять ночей,

А я молчу всю жизнь, рыдая по желанной.

* * *

Уходит караван, с барханами сливаясь.

Я вслед ему гляжу и снова каюсь, каюсь.

Придет пора, и мы покинем этот мир,

Где так же вдаль бредем, под вьюками сгибаясь.

Святилище Баба Фарид – старейшая мусульманская святыня Южной Азии.

Исламосфера


­Источники:

Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Encyclopaedia Iranica

Комментарии