Баг-е Санги – сюрреалистический сад немого протеста против шахской монархии в Иране

Этот сад из сухих деревьев, с ветвей которых беспорядочно свисают большие и маленькие камни, может показаться сюрреалистическим видением. Но он действительно существуют, а его создателем является простой крестьянин.
Иранский фильм «Баг-е санги», снятый в 1976 году, рассказывает необычную историю о глухом пастухе, имевшим мистическое видение, в котором ему было велено создать сад камней. Он делает это, подвешивая камни к голым ветвям мертвых деревьев посреди полупустыни. В результате получается безжизненный сад, в котором растут странные «фрукты», огромная инсталляция сюрреалистического современного искусства, которую практически никто не увидит. Абсолютная абсурдность этого места и увлеченность, с которой пастух его создает, заставляют местных жителей поверить, что он, возможно, вдохновлен Всевышним. В итоге фильм «Баг-е санги» получил серебро 26-го Берлинского кинофестиваля.
Образ сада из фильма кажется совершенно сюрреалистическим, тем не менее, такой объект действительно существует, и это им вдохновлялся режиссер Парвиз Кимьяви, создавая свой фильм. Он расположен на юге центрального Ирана на расстоянии 40 км от Сирджана в селе Булурд и носит название Каменный сад Дарвиш-хана, или Баг-е Санги. Но чтобы найти его, надо точно знать, куда ехать. Даже когда едешь по шоссе Сирджан-Бафт, сад не виден, пока не свернешь с главной дороги.
Журналист Марк Эллиотт, посетивший его, пишет: «Мы остановились в этом жутком уединенном месте незадолго до захода солнца. Когда мы приехали, сразу стало очевидно, что сад, должно быть, потребовал огромных затрат времени и сил. И все же он был таким малоизвестным, совершенно некоммерческим и, по-видимому, неохраняемым. Не было никого, кого можно было расспросить об этом месте, поэтому я просто прогуливался, смотрел и чесал голову. Возможно, вся идея и заключалась в этой сбивающей с толку медитации?»
Создателем сада был Дарвиш-хан Эсфандиярпур. Родившийся около 1917 года в семье скромных крестьян-землевладельцев, он был полуглухим и практически не мог говорить, но отличался религиозностью и добросовестностью. К своим 40 годам он засадил часть семейных пастбищ фруктовыми деревьями. Однако земельные реформы Пехлеви 1960-1963 годов привели к тому, что мужчина потерял значительную часть своих земель. Создавая сад, Дарвиш-хан стремился как увековечить эти события, так и выразить протест против несправедливости по отношению к людям, подобным ему, не отклоняясь от пути суфийской созерцательности.
Даже спустя годы Дарвиш-хан не прекратил работу над садом. Он стал украшать деревья каждый раз, когда в его жизни происходило какое-то значимое событие. Например, он повесил изогнутый камень, похожий на бритую голову, на дерево, когда его внук ушел в армию.
Дарвиш Хан дожил до преклонного возраста 90 лет и продолжал ухаживать за своим творением до самой смерти. Он и похоронен здесь, посреди своего странного сада.
Исламосфера