Балафон – древний священный ксилофон Западной Африки

История балафона восходит к дворцовой музыке империи Мандинка. Он до сих пор остается популярным западноафриканским музыкальным инструментом.


Балафон, также известный как бала или бальфон, является разновидностью идиофона. На Западе подобные инструменты называются ксилофонами. Балафон ассоциируется, в первую очередь, с гриотами, сказителями Западной Африки, и распространен от Гвинеи до Мали у таких народов, как манде, сенуфо, гур и других.

История этого прекрасного инструмента связана с легендами о создании империи Мандинка, напоминающими сказания о короле Артуре. Согласно им, король Сундиата Кейта, объединил враждующие племена в XIII-XIV веках, после чего началась эпоха мира и процветания. Гриоты были придворными музыкантами империи Мандинка, а балафон – одним из используемых ими инструментов. Согласно преданиям, балафон Сундиате подарили духи, а первый музыкант Бала Куяте, игравший на нем, лишился своего имени – его заменило название этого инструмента. Таким образом, его собственная личность отошла на второй план по сравнению с его ролью исполнителя на балафоне. Даже рассказывают, что у него были подрезаны сухожилия, поэтому он не мог ходить и ничего не делал, кроме как исполнял музыку при дворе короля.

Кто такие гриоты, и почему они важны?

Kimi Djabate - Photo by Rita Carmo

Источник: World Music Central

В деревне Ниагассола в Гвинее в специально построенном для этого здании хранится священный балафон, который именуется Соссо Бала. Согласно легендам, это самый первый инструмент такого рода времен Сундиата Кейта. Независимо от правдивости этой истории, Соссо Бала является очень древним и был включен в список ЮНЕСКО в 2001 году. Его хранителями, или балатигуи, является семья Докале Куяте, потомки Бала Куяте, которые многое сделали для популяризации балафоне в мире.

Балафон состоит из бамбуковой трапециевидной рамы с деревянными клавишами разной длины числом от 11 до 21. Под клавишами размещены резонаторы из горлянки. Все детали скрепляются между собой кожаными шнурами. Играют на балафоне специальными деревянными палочками.

Изготовление этого инструмента является целым искусством. Древесина должна быть тщательно высушена, а каждая горлянка вырезана и настроена в соответствии с клавишами, что само по себе является удивительным мастерством. В прежние времена мастера учились этому искусству ночью, когда устанавливалась тишина. В наши дни производители балафонов прибегают к электронным устройствам настройки, а отверстия в тыквах, которые делают для усиления шума, закрывают пластиком, хотя раньше для этого использовали паутину. Клей для их крепления часто покупают в магазине, а не делают из клейкой рисовой воды, как в прошлом.

Говорящие барабаны йоруба.

Гриоты, профессия которых была наследственной, передавали искусство игры на балафоне от отца к сыну, но иногда и к дочери, поскольку женщинам не запрещено играть на нем. Эта практика сохраняется и сегодня, и гриоты по-прежнему играют важную роль в обществе, хотя традиция потомственных профессий давно ушла в прошлое. Но кроме них в наши дни на балафоне играют и простые музыканты, и он получает все более широкое распространение. Иногда он звучит соло, иногда вместе с корой (струнный щипковый музыкальный инструмент с 21 струной), а в музыкальных ансамблях – с барабанами, корой и другими инструментами.

Исторически игрой на балафоне сопровождали исполнение од, прославляющих короля, также на нем играли на разных церемониях, праздниках, похоронах. Традиции, связанные с игрой на балафоне у таких мусульманских народов, как сусу и сенуфо, включены в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Какаки – традиционный музыкальный инструмент, на котором играют в честь королей и султанов.

Исламосфера

Комментарии