Басма – турецкое искусство печати на ткани
Басмой или йазмой в Турции называют ткани, изготовленные путем нанесения на них узоров методом печати.
В такой технике на однотонную хлопчатобумажную ткань с помощью печатных шаблонов наносятся простые и сложные узоры. Традиционно такая печать начинается с погружения форм, вырезанных на дереве, в краску, чтобы потом сделать оттиск на ткани. Кроме того, рисунки могли наноситься кистями разной толщины. Существовал и такой метод, когда на ткань с помощью штампов наносили контур, который потом раскрашивался вручную кисточками.
С давних пор басма использовалась в Анатолии для пошива одежды. Исторически из нее изготавливали гёйнек (широкая рубаха), энтари (вид женского халата), платья, либас, нижнее белье – тымман и ичлик.
Одним из видов басмы является йазма. В такой технике изготавливали платки, скатерти, одеяла. Это искусство известно как «йазмачылык». Вместе с этим понятия йазма и басма нередко используются как синонимы.
Муслин – ткань, сотканная из воздуха.
Платки из йазмы были одним из неизменных атрибутов турецких женщин. Их носили как в повседневной жизни, так и в особых случаях, в деревнях, на деревенских праздниках и в традиционных играх. Такие изделия были обязательной частью приданого девушки, а их украшение превратилось в вид народного творчества Анатолии. В наши дни пожилые женщины по-прежнему носят платки из йазмы, а молодежь использует их как аксессуар.
Йазма развивалась в Токате, Бартыне, Газиантепе, Диярбакыре и Кастамону. Лучшие её образцы создавались в Стамбуле в XVII веке. Издавна пользовалась славой йазма из Токата – региона на севере Турции. Здесь был создан свой уникальный стиль, который отличает яркая цветовая гамма с преобладанием темно-красных, бордовых, баклажановых тонов.
Традиционно штампы для басмы вырезали вручную из дерева. Они именуются «калып». Их изготовление требовало терпения и умелых рук и считалось не менее важным, чем изготовление тканей с их помощью. Как говорят: «Каждый может быть мастером йазмы, но не каждый – мастером по изготовлению штампов (калып)».
Для штампов предпочтительна поддающаяся резке, легкая, прочная и впитывающая влагу древесина. Поскольку она обладает большинством из этих свойств, чаще всего использовалась липа. Для изготовления формы древесину сушат, затем нагревают на огне и окунают в пчелиный воск. Узор на заготовку переносится в зеркальном виде, а затем вырезается ножом, который называется «накыш бул».
Алинди: традиционная сомалийская ткань.
Для басмы и йазмы чаще всего использовались хлопчатобумажные ткани из-за их способности быстро впитывать краску. Часто отдавали предпочтение тонким материалам, таким как тюльбенд, мермершахи. Вместе с тем печати делались и на шелке.
Благодаря технической революции изготовление басмы было механизировано, а натуральные красители были заменены искусственными. В Турции первая фабрика по изготовлению такой ткани была открыта промышленной холдинговой компанией Сумербанк в 1937 году.
Басма ручного производства создается в Турции и в наши дни. В 1950 году известный художник Бедри Рахми Эйюбоглу вывел это ремесло на уровень настоящего искусства, ища способ удешевления своих работ. Изготовив штампы, он наносил с их помощью рисунки на ткань традиционными методами, а затем раскрашивал кистью. Сейчас в Турции эту технику используют многие художники для создания авторских работ. В наши дни центром традиционной басмы остаются Токат, Кастамону и Бартын.
Зарбафт: сказочная, но уже почти забытая персидская ткань.
Исламосфера