Бекчи-баба – хранители Старого Стамбула

Бекчи-баба являлся неотъемлемой частью махалли Старого Стамбула и всегда находился рядом с ее жителями, поэтому был окружен почтением. Этим и обусловлено его прозвище, которое переводится как «Отец-сторож».


Бекчи, в первую очередь, были сторожами. Их также называли «паспан» или «пазвант», что в переводе с персидского языка тоже означает «сторож; страж; ночной сторож». Обязанностью таких бекчи было подметать базары и лавки, обеспечивать их безопасность ночью, следить, чтобы не вспыхнул пожар.

“Баба Азиз” – ориентализм или классический суфизм?

Знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби в своем «Сияхат-наме» пишет: «Сторожей 12 000. Говорят, что их 40 000, но это преувеличение. Старый Бедестан и Новый Бедестан охраняют 300 сторожей, все они люди почтенные. Остальные с вечера до утра охраняют особняки в Стамбуле. Так как эти сторожа подчиняются субаши (военачальнику), то состоят в военных отрядах и ходят с зажженными фонарями в руках, посохами с железными наконечниками, мечом на поясе, луком со стрелами. Они носят одежду из лоскутов, причудливые серпуши (вид головного убора из войлока) и разноцветные кулахи (вид головного убора). Ударяя посохами о землю, они выкрикивали, будто бы зпвидев вора: «Убежал… Ага, вот он!», развлекая, таким образом, зевак».

Yıllar sonra tekrar gördüğümüz 'bekçi baba' edebiyatımızda bile yer etmiştir

Источник: haberturk.com

Сторожем мог быть не каждый. Их выбирали из достойных доверия людей махалли старше 30 лет, здоровых, физически крепких, носящих усы и бороду. Их обязанности далеко не ограничивались простой охраной. К бекчи-баба жители махалли обращались в случае каких-то проблем. Так как в те времена не было газет, то сторожа оглашали жителям своего района указы властей. Также они должны были сообщать о таких событиях в жизни жителей махалли, как смерть, рождение ребенка, свадьба и приглашать в мечеть на соответствующие мероприятия.

Гюль Баба: таинственный дервиш, похороненный в Будапеште.

Особые обязанности возлагались на бекчи-баба в Рамадан. Они будили людей на сухур (утренний прием пищи), били в барабаны и произносили нараспев мани (четверостишия). При этом они часто выбирали юмористический стиль. Это требовало от бекчи и артистических способностей. Мани каждый раз были разные, соответствующие тому или иному дню. Нередко к сторожам присоединялись и жители махалли, а также ашики. Местная ребятня крутилась рядом и пыталась им подражать, исполняя мани.

Источник: haberturk.com

Творчество сторожей иногда привлекали внимание не только жителей махалли, но и султанов. В записях секретарей Абдул-Хамида I сообщается, что в Рамадан 1774 года правитель пригласил к себе знаменитого сторожа и от обеденного до предвечернего (аср) намаза слушал его мани.

Накиб аль-ашраф – глава потомков Пророка (мир ему) в Османской империи.

В барабан сторожа били не только в Рамадан, но и при оглашении каких-то вестей, например, о мобилизации. Сообщая радостные новости, а также на сухур они нередко устраивали целые шоу для жителей махалли – подбрасывали барабан в воздух, били в него, подняв над головой и поворачивая то вправо, то влево, пританцовывали.

В Рамадан для бекчи-бабы также устраивали отдельный ифтар, что было знаком особого почтения к нему.

Источник: haberturk.com

Исламосфера

Комментарии