Боевые искусства: мусульманский взгляд на боевые виды спорта

Среди ликующих празднований мусульман во всем мире после триумфа Хабиба Нурмагомедова основной темой для обсуждения был вопрос о том, каков же на самом деле взгляд ислама на борьбу и другие боевые искусства, пишет Хусейн Макке для медиаплатформы The Muslim Vibe.


Почти всему миру известно, что боец-мусульманин из Дагестана Хабиб Нурмагомедов в 2018 году победил сверхпопулярного ирландца Конора Макгрегора, что стало одним из самых известных событий в истории спортивных единоборств. Бой вызвал много споров: от культурного столкновения их фан-клубов до рукопашной схватки, последовавшей после события, которое вызвало горячие дискуссии.

Прежде всего, стоит отметить, что когда вы видите выражение «боевые искусства», не стоит сразу думать о UFC. Дело в том, что UFC – это коммерциализированное (и наиболее известное) проявление современного ММА (смешанных единоборств), но это всего лишь вершина айсберга. Бравада бойцов оказалась машиной для зарабатывания денег владельцами UFC, и это самое важное, когда речь заходит об индустрии развлечений. Однако суть боевых искусств совершенно иная, и даже в нынешнем составе UFC есть бойцы, которые до сих пор придерживаются истинных, благородных ценностей боевых искусств.

Восточные единоборства – халяль или харам?

Morning Report: Javier Mendez says Islam Makhachev is 'prepared to dominate' Charles Oliveira, wants Alexander Volkanovski after winning title - MMA Fighting

Источник: MMA Fighting

Правда в том, что боевые единоборства – это сочетание философии и искусства со спортом, это занятие сердца и разума и настоящий язык тела. Этот духовный взгляд на бой наиболее отчетливо присутствует в кодексе самураев бусидо («путь воина»), в котором тема боевых искусств тесно переплетена с темой мудрости и спокойствия. В мусульманском сообществе также существует кодекс чести, который очень напоминает бусидо. В исламской традиции исторически процветали особые братства, в основе которых лежало боевое мастерство, основанное на философии, известной как «футувват». Название происходит от корневого слова «фата», обычно понимаемого как «молодость», которое со временем приобрело большее значение, связанное с «мистической юностью», образом жизни духовного воина, который жил по этому кодексу чести. Футтуват восходит к Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах) – одному из величайших и легендарных воинов ислама. Али ибн Абу Талиб считается основателем и главным представителем духа футувват как окончательного проявления внутреннего и внешнего равновесия на протяжении всей жизни. В последующие столетия традиция футувват нашла своё отражение в фитьян – ордене юношей, ставших духовными рыцарями – символе бунта против всякого зла и стремления к искреннему служению Богу. Этот орден рыцарей был основан на братстве, связанном обрядами, обращёнными к принципам рыцарства и жизни Али ибн Абу Талиба. Эта традиция произвела на протяжении всей истории бесчисленное количество людей, которые сочетали нравственную добродетель, милосердие и щедрость с физической силой. Пахлаван Махмуд Хоразми (1322 г.) – один из таких рыцарей-борцов, персидская легенда футтувата, рассказы о котором до сих пор знамениты по всему Ирану – и это одна из причин, почему борьба по-прежнему процветает в этой стране. Что имеет отношение к нашей теме, так это то, что эти люди жили с менталитетом духовного воина, были очень развиты физически и атлетически, но в то же время они проявляли величайшие акты милосердия и прощения, как это делал их учитель Али ибн Абу Талиб. Это значит иметь навыки, уверенность и мастерство в себе, но не использовать их без причины и отвечать на гнев милосердием, когда легко можно ответить насилием.

Если мы хотим исключить боевые навыки из исламской традиции, то следует задаться вопросом о великих воинах исламской истории и о том, как они тренировали свое тело. Как Абу Фадель аль-Аббас, Малик аль-Аштар или Мохтар ас-Сакафи стали такими искусными бойцами без физической подготовки? Это были люди, которым приходилось владеть мечами на поле боя, и вполне логично предположить, что они должны были тренироваться для успешного ведения боевых действий.

Пожилая мусульманка из Турции вышла на татами в 80 лет.

شادن القحطاني (sa7791678) - Profile | Pinterest

Источник: Pinterest

Если мы рассмотрим, как Али ибн Абу Талиб разговаривал со своими солдатами во множестве сражений, в которых он участвовал, то становится ясно, что он беседовал не с крестьянами или мирянами. Чтобы прислушиваться к его советам по боевому искусству и организации воинских подразделений, нужно быть сильным бесстрашным бойцом, а чтобы быть таким бойцом, нужна была достойная физическая подготовка. Для этого существовали традиции поднятия тяжестей для тренировки тела, искусное владение мечом, стрельба из лука и верховая езда – все это было необходимым и первичным навыком бойца того времени.

Итак, разрешены ли в исламе боевые искусства и спортивные единоборства? Ответ на данный вопрос зависит от множества факторов и не является однозначным. То, что допустимо для одного человека, может быть недопустимо для другого в зависимости от обстоятельств. Каждый должен вынести здравое личное суждение, основанное на исследованиях и знаниях, касающихся конкретного контекста. Нужно учитывать, включают ли тренировки спарринги или это просто работа над техникой; насколько проработаны меры предосторожности, чтобы избежать травм; насколько вероятно, что травма будет серьезной, если она будет получена. Также нужно принимать во внимание уровень мастерства практикующего единоборства. Если тщательно планировать этот процесс, то нет никаких причин, по которым боевые искусства могут стать серьезной опасностью для здоровья. Эти вопросы относятся не только к единоборствам, а ко всем видам спорта.

Конечно, всегда будут те, кто занимается боевыми искусствами с неправильными намерениями. Насилие и месть захватывают их сердца и умы. Однако есть также люди всех религий или не придерживающиеся никакой религии, которые изучают и практикуют боевые искусства, чтобы научиться уважению, дисциплине и приобрести навыки и силу. Для мусульманина безопасное занятие боевыми искусствами с правильным намерением считается формой поклонения, если оно наполнено осознанием Бога и стремлением к Его довольству.

2 мусульманских мастера ушу: учитель Джета Ли и герой Китая.

Исламосфера

Комментарии