Боксер Мухаммад Али – суфий?

Легендарный боксер Мухаммад Али прошел путь духовных исканий от «Нации ислама» до суфизма.


Путь Мухаммада Али в вере начался с «Нации ислама». Это политическое и религиозное движение афроамериканцев, созданное в 1930 г. Хотя его создатели и утверждали, что оно основано на ценностях ислама, его постулаты сильно отличаются от положений этой религии, в частности, «Нация ислама» заявляла о превосходстве чернокожих. Мухаммад Али серьезно увлекся учением лидера этого движения Элайджи Мухаммада, содержащего в том числе и довольно странные постулаты, наподобие того, что существует некая космическая платформа, управляемая «людьми, что никогда не улыбаются», которая вращается вокруг Земли, а первыми обитателями земли были черные. Среди них был “злой гений” Якуб, который в лаборатории создал белую расу.

Мухаммад Али стал символом аэропорта в родном городе.

In this Feb. 28, 1966 file photo, Muhammad Ali listens to Elijah Muhammad as he speaks to other black Muslims in Chicago. Two days after the 1964 fight with Sonny Liston, Cassius Clay announced he was a member of the Nation of Islam and was changing his name to Cassius X. He would later become Muhammad Ali as he broke away from Malcom X and aligned himself with the sect's leader, Elijiah Muhammad.

Мухаммад Али слушает речь лидера “Нации ислама” Элайджы Мухаммада в Чикаго 28 февраля 1966 г. / Источник: AP/ Пол Кэннон

После смерти Элайджи Мухаммада, в 1975 году, его сын Уоллес Д. Мухаммад отошел от учения своего отца и приблизил доктрину «Нации ислама» к суннитскому исламу. Мухаммад Али принял его учение. В интервью 1991 г. он сказал, что больше не верит в космические платформы, а цвет кожи не имеет значения.

На юге Индии поставят спектакль о боксере Мухаммаде Али.

В своей изданной в 2003 г. автобиографии «Душа бабочки» Мухаммад Али писал, что у него появился интерес к суфизму. По словам его дочери Ханы Ясмин Али, этот интерес у него возник после прочтения книг индийского мистика Инаят Хана, занимавшегося пропагандой своей версии суфизма на западе. Мухаммад Али декламирует Инаят Хана:

Позднее Али отошел от учения Инаят Хана в сторону традиционного суннитско-суфийского ислама. Он общался с такими суфийскими исламскими учеными, как великий муфтий Сирии, шейх тариката накшбандия, Ахмад Кафтару, ливано-американский суфийский наставник шейх Хишам Каббани, имам Зайд Шакир, имам Хамза Юсуф, Тимоти Дж. Джанотти.

На официальной странице Facebook шейха Хишама Каббани, лидера американской ветви тариката накшбандия-хаккания, даже появилась видеозапись, показывающая, как Али посещает дом шейха в Мичигане в 2001 году и принимает участие в обряде инициации – байа.

Имам Зайд Шакир – новообращенный мусульманин и духовный наставник Мухаммада Али.

Но все же исследователи осторожно отвечают на вопрос, можно ли Мухаммада Али назвать последователем суфизма.

Кабир Гельмински, проживающий в Америке шейх суфийского тариката мевлевия и переводчик произведений Мевляны Руми, говорит, что убедительных доказательств вступления Али в какой-либо тарикат нет. Традиционно последователем тасаввуфа считается только тот, кто принес присягу (байа) одному из признанных суфийских шейхов.

Мухаммад Али в 1978 посетил с визитом Советский Союз, в частности, Узбекскую ССР. На фото он молится в одной из мечетей Самарканда / Источник: AP

«Я сомневаюсь, что Мухаммад Али был мюридом (духовным последователем) какого-либо конкретного шейха, можно только сказать, что его сердце было в суфизме”, – сказал Гельмински в одном из интервью. Что касается видеозаписи, то, по мнению исследователей, создается впечатление, что Мухаммад Али не слишком понимал, что происходит, вероятно, он думал, что получает благословение от суфийского шейха.

Сам Али никогда не претендовал на членство в каком-либо тарикате.

Американский мусульманин: Ислам и национальные традиции – это не одно и то же.

“Нет никаких сомнений в том, что сам Али имел интерес и склонность к мистической практике ислама”, – говорит Омид Сафи, директор Центра исламских исследований Университета Дьюка, который встретился с Али в 2004 году и провел с ним день в центре Мухаммада Али в Луисвилле.

“Но был ли он суфием? Единственное, что можно утверждать с уверенностью – он увлекался чтением книг Инаят Хана, основателя практики, названной универсальным суфизмом, и встречался с различными мусульманскими суфийскими учителями”, – подводит итоги Омид Сафи.

Мухаммад Али молится вместе с детьми в мечети Дафаля аль-салям в Хартуме (Судан) 23 ноября 1988 г. / Источник: AP/ Абдур Рауф

Исламосфера

Комментарии