Болотные арабы Ирака и их исчезающая культура
На юге Ирака, недалеко от места слияния рек Тигр и Евфрат, живут болотные арабы, или мааданы. Если когда-то их здесь было около полумиллиона, то сейчас осталось всего несколько десятков тысяч.
К северу и западу от города Басра, недалеко от места слияния Тигра и Евфрата, находятся иракские болота, крупнейшая подобная экосистема на Ближнем Востоке. Она является средой обитания многих видов водоплавающих птиц и других диких животных. Самые ранние цивилизации, известные человечеству, появились недалеко от болот. В этом районе, вероятно, были предприняты первые в мире успешные усилия по использованию орошения для выращивания сельскохозяйственных культур, а старейший известный город в мире, Ур, находился на краю болот, недалеко от нынешнего города Насирия.
История нынешних обитателей этой местности, так называемых болотных арабов или маадан, насчитывает тысячи лет. По болотам, образовавшимся в результате разлива Тигра и Ефрата, они передвигались на лодках, строили внушительные тростниковые дома и мечети, ловили рыбу, разводили водяных буйволов и выращивали рис и финики для пропитания. Их уникальная культура и навыки позволяли им жить в гармонии с окружающей средой. Активную роль в общине маадан играли женщины: когда мужчины отправлялись на рыбалку на традиционных лодках тарада, женщины собирали тростник, пасли буйволов и другой домашний скот, изготавливали сыр, йогурт, разные ремесленные изделия, такие как тростниковые циновки, шарфы, заботились о доме, а в конце дня продавали плоды своего труда на местном рынке. К началу 1990-х годов до 60% от общего количества рыбы, выловленной во внутренних водах Ирака, поступало из болот. Вместе с этим, примитивный образ жизни этого народа, отсутствие на болотах благ цивилизации вызывал пренебрежительное отношение к болотным арабам со стороны остальных иракцев. Само слово «маадан» превратилось в оскорбление и символ отсталости.
В 1970-х годах площадь болот составляла от 15 000 до 20 000 квадратных километров, что равнялось 17% площади страны. в 1950-х годах проживало здесь около полумиллиона человек. Говорят мааданы на иракском диалекте арабского языка, а по вероисповеданию являются мусульманами-шиитами.
В 1991 г. Саддам Хусейн реализовал масштабный проект по осушению болот, построив дамбы, перекрывшие реки, а местные жители подлежали выселению. В результате всего за несколько лет древняя культура оказалась на грани уничтожения. Например, только за один месяц, с декабря 1991 по январь 1992 года, было разрушено более 70 деревень и более 50 000 жителей были выселены из своих домов. Мааданы были вынуждены массово покинуть свои родные места, к концу правления Саддама Хусейна на болотах их осталось всего 20 тысяч. Остальные искали убежища в соседних городах и поселках, часть перебралась в Иран, где жила в лагерях беженцев.
Когда в 2003 г. США и их союзники вторглись в Ирак, болотные арабы, воодушевленные падением режима, взорвали дамбы и попытались вернуться на свою бывшую территорию, хотя часть предпочла остаться в городах. Но осушение не прошло для экосистемы болот бесследно, во многих местах вести хозяйство прежним образом оказалось уже затруднительно. Вторжение ИГИЛ (запрещена в РФ) создало еще одну проблему – мааданы лишились доступа к своим традиционным рынкам сбыта. Кроме того, болота значительно пострадали от изменения погодных условий и длительных засух, а также антропогенных изменений окружающей среды.
Все эти факторы привели к тому, что население болот неуклонно сокращается, и возможно, в недалеком будущем, самобытная культура и образ жизни болотных арабов исчезнут.
Исламосфера