Британский мусульманский хип-хоп: от Cash Crew до наших дней

В конце 1980-х годов группа друзей из Лэдброук-Гроув в Лондоне начала сочетать учение ислама с рэпом, создав новый жанр музыки, пишет Аммар Калия.


В 1980-х годах в Шепердс-Буш на западе Лондона среди оживлённых рыночных прилавков группа подростков исполняла для прохожих рэп-композиции а капелла о классовом сознании, расизме и равенстве. Занимаясь брейк-дансом и битбоксом, они называли себя Cash Crew и, несмотря на то что ещё учились в школе, уже были первопроходцами в новой форме британского хип-хопа – мусульманской.

«Хип-хоп имеет исламские корни, ведь такие рэперы, как Mos Def, Раким и Айс Кьюб, были мусульманами, но в начале 90-х никто не делал того, что делали мы… Мы открыто говорили о своей религии и сочетали её с музыкой, используя творчество как образовательную платформу для самовыражения. Мы привлекали людей ритмами, а затем из наших текстов они узнавали, что мы хотели сказать», – говорит 53-летний соучредитель Cash Crew Ракин Фетуга, который сейчас является художественным руководителем центра искусств «Пещера Руми» в районе Харлсден в Лондоне.

Исламские корни хип-хопа.

Фетуга с одной из ранних виниловых пластинок Cash Crew / Источник: Нахванд Джафф

Еще учась в школе, Cash Crew продолжали выступать и даже отправились в США, чтобы записать материал для своего дебютного альбома 1991 года «Will It Make My Brown Eyes Blue?» («Сделает ли это мои карие глаза голубыми?»). 

В 1992 году группа выпустила сингл под названием The Provider, в котором песнопения «Аллаху Акбар» сочетались с тяжёлым брейкбитом, скретчингом на проигрывателе и фанфарами, а Ракин Фетуга, выступающий под псевдонимом MC Trim, упоминая ангела Джибриля и пророка Ибрахима, восхвалял достоинства безалкогольного халяльного образа жизни. The Provider стала первой в истории исламской рэп-песней. Вскоре после своего появления она регулярно звучала на популярной радиостанции Kiss FM, а также была представлена в ведущем британском журнале Hip Hop Connection, став родоначальницей для нишевого, но мощного жанра британского рэпа, который существует по сей день.

Вместе с этим Cash Crew столкнулись с серьезной негативной реакцией со стороны мусульманского сообщества. «Нас называли харамом. Однажды на сцену выбежал парень, желая напасть на нас. К счастью, он был схвачен охраной», – рассказывает Ракин Фетуга.

Native Deen – музыкальный группа, соединяющая хип-хоп и ислам.

После познакомившись с Исмаэлем Ли Саутом, мусульманином, который тоже писал рэп, Ракин Фетуга создал Mecca2Medina – первую хип-хоп группу в Великобритании / Источник: Ракин Фетуга

Этот инцидент заставил музыканта задуматься о том, совместимы ли хип-хоп и ислам. В 1995 году он покинул Cash Crew, и стал учеником суфийского шейха Ахмеда Бабикира, который занимается продвижением духовного послания ислама в Великобритании. Именно благодаря ему Ракин Фетуга вернулся к музыке, найдя способ совместить веру и творчество. Он рассказывает: «Мой учитель поощрял меня продолжать заниматься музыкой. Он учил, что она может быть не только разрешенной, но и служить инструментом для обучения других».

Позже, познакомившись с Исмаэлем Ли Саутом, мусульманином, который тоже писал рэп, Ракин Фетуга создал Mecca2Medina – первую мусульманскую хип-хоп группу в Великобритании. Выпустив свой дебютный альбом Life After Death в 1996 году, они начали выступать на разных мероприятиях, стремясь распространять послание ислама с помощью музыки.

Cash Crew и Mecca2Medina проложили путь для других британских артистов, которые сейчас продолжают эту традицию, таких как Мухаммад Яхья, группы Poetic Pilgrimage и Pearls of Islam.

Хип-хоп привел его в ислам.

Мохаммед Яхья (слева), который читает рэп под псевдонимом MoYah, и рэперы Pearls of Islam Сакина Абдулла (в розовом) и Рабия Абдулла / Источник: David Sandison/The Independent/Alamy Stock Photo

Мухаммад Яхья рассказывает: «Когда моя мама умерла в 2000 году, я отправился в духовное путешествие и в Гамбии встретил общину суфиев, которые познакомили меня с исламом. Когда я вернулся домой, друг привёл меня в мечеть в Западном Лондоне, где я принял ислам. Там я познакомился с Ракином Фетуга, который взял меня под своё крыло». Артист говорит, что и сейчас рэперы-мусульмане сталкиваются с критикой и агрессией: «Наши единоверцы смотрят бхангру (индийский народный танец, исполняющийся на праздник сбора урожая Вайсакхи), но не могут понять, как мусульмане могут заниматься хип-хопом. Или у нас были исламские учёные, которые говорили, что любая музыка – харам… Группе Poetic Pilgrimage  угрожали расправой, был поджог, а однажды в меня бросили яйца возле мечети во время Рамадана. Это было действительно тяжело». Яхья основал мусульманско-еврейский дуэт Lines of Faith, чтобы продвигать религиозную терпимость в школах, а сейчас руководит программой о хип-хопе и защите окружающей среды Hip Hop Garden в Бристоле.

 Халед Сиддик из Лондона – еще один из мусульманских рэперов. Он занимается музыкой с 14 лет, начал публиковать свои записи на YouTube в 2015 году, а затем расширил рамки своего творчества, включив в него всё, от фолка до рэпа под дрилл-биты, и при этом рассказывая своим 300 000 подписчикам об исламе. «Ислам открыт и прекрасен, а у мусульманского рэпа богатая история, о которой люди не знают. Негативная реакция встречается, но она вызвана невежеством, и я хочу проложить путь для того, чтобы в этом жанре могли выступать больше мусульманских артистов. Христианская евангельская музыкальная традиция обширна, так почему мы не можем сделать то же самое со своей музыкой?», – говорит  Халед Сиддик.

Как арабский и турецкий языки захватил немецкий хип-хоп.

Халед Сиддик, выступающий под псевдонимом KHXLED, живет в Лондоне и занимается музыкой с 14 лет / Источник: KHXLED

Исламосфера

Комментарии