Британский «тест Риза» выводит на чистую воду исламофобские фильмы
Около года назад известный актёр и музыкант Риз Ахмед выступил в Палате общин Великобритании с речью о важности способов представления мусульман в средствах массовой информации, – пишет блогер Захра Хосрошахи. «К сожалению, когда дело доходит до «национальной истории», все, что касается мусульман, выглядит довольно мрачно. Насущная проблема исламофобии определяется и подпитывается искажёнными и стереотипными представлениями о мусульманах в средствах массовой информации. Вместо того, чтобы бросать вызов образам «угнетенной» мусульманки или жестокого ближневосточного мужчины, которые распространяют наши СМИ, мейнстримные фильмы часто усиливают их», – говорил актёр.
В то же время, кинематограф является потенциальной платформой для изменения ситуации путём создания альтернативных нарративов. Британская визуальная культура может играть решающую роль в том, как население воспринимает мир.
Вопрос в том, как визуальные образы влияют на восприятие зрителем культурного образа мусульман? Как именно мусульмане представлены в сюжетах на британских экранах? Вдохновившись речью Риза Ахмеда и имея опыт научных исследований в области образования и технологий, Садия Хабиб и Шаф Чоудри запустили проект, который не только задает эти вопросы, но и даёт основанные на фактических данных. Два исследователя придумали так называемый «тест Риза». По аналогии с тестом Бехделя (который заставляет зрителей задуматься о том, как женщины представлены во всем, что они смотрят) Хабиб и Чоудри используют пять критериев для фиксации изображения мусульман в фильмах и телешоу.
В американском блокбастере “Черная Пантера” нашли исламофобию.
По их собственным словам, «тест Риза – это проект, направленный на характеристику изображения мусульман в кино и на телевидении. Впервые были созданы точные критерии, которые измеряют, насколько плохо представлены мусульмане».
По этой методике любой фильм, в котором есть хотя бы один идентифицируемый мусульманский персонаж, может быть подвергнут проверке. В тесте Риза задаются следующие вопросы о персонаже-мусульманине:
– Говорится ли о нём как о жертве или исполнителе теракта или о связи с террористами?
– Показан ли он как иррационально злой?
– Показан ли он как как суеверный, культурно отсталый или противник современности?
– Преподносится ли он как угроза западному образу жизни?
– Если персонаж мужского пола, представлен ли он как женоненавистник? Если это женщина, показана ли она угнетённой мужчинами?
Индийская “Матильда”: болливудский блокбастер оскорбил одновременно индусов и мусульман.
Если ответ на любой из вышеперечисленных вопросов “да”, то фильм не выдержал проверку тестом.
По словам авторов теста, очень многие ленты не проходят испытание. Например, недавний хит BBC драма «Телохранитель» провалила все пять критериев теста Риза уже в течение первых 12 минут первого эпизода. «Эти искажения имеют серьезные последствия: в частности, мусульманки, особенно те, кто соблюдает хиджаб, чаще становятся жертвами преследований и исламофобии», – говорит Садия Хабиб
Большинство мусульман скажут вам, что образы и средства, используемые в изображении уммы, в основном опираются на расистские и исламофобские стереотипы. Фильмы, которые не проходят тест Риза, как раз и воспроизводят такие изображения. Таким образом, привлекая внимание к этим искажениям по конкретным пунктам, данный тест разбивает любые предположения о том, что исламофобия в средствах массовой информации является просто мифом.
“Джинн”: как Трамп помог снять фильм об афроамериканцах-мусульманах.
И, хотя хороший фильм не решит всех проблем разом, он способен заполнить пробелы, привлекая разнообразную аудиторию в одно и то же тематическое пространство. Так известный иранский кинорежиссер Асгар Фархади получил первого «Оскара» в 2012 году за «Развод Надера и Симин», а затем ещё одну в 2017 году за «Коммивояжёра». В период политической и экономической изоляции Ирана режиссёру удалось познакомить мир со своей родной страной через искусство кино и человеческие истории.
“Быть матерью мусульманина”: в Индии вышла книга об исламофобии.
Фильмы во многом определяют современную культуру. Визуальная среда сильна, и то, как в ней будет представлено то или иное явление, имеет большое значение. Создатели теста уверены, что предоставление кинематографистам наглядных доказательств исламофобии является отличным первым шагом, который может бросить вызов киноиндустрии в целом. Далее же следует предложить альтернативный способ мышления и воспроизводить адекватные образы мусульман на британском телевидении.
Исламосфера