Брутальная австралийская мечеть с 102 куполами
В мечети Панчбоул, находящейся в юго-западном пригороде Сиднея, традиции ислама находят современное выражение в монументальной оде молитве, пишет Марк Раггатт.
Когда Анджело Кандалепас взялся за проект новой мечети в пригороде Сиднея Панчбоул, он испытывал беспокойство по поводу того, справится ли он с этой задачей. Будучи практикующим греко-православным христианином, он казался маловероятным кандидатом на роль архитектора мусульманского храма. Но его наставник, Кол Мэдиган, посоветовал ему не упускать такую возможность.
Мечеть 99 куполов в Индонезии – центр религиозного туризма.
Получение разрешения на строительство мечети само по себе является проблемой в Австралии. Например, там не позволили возвести мечеть в городе Голд-Коста на том основании, что она является «слишком большой». С большим трудом, преодолев противостояние общества и многочисленные юридические проблемы, удалось добиться разрешение на строительство мусульманского храма в городе Бендиго. Мечеть Панчбоул не стала исключением. На ее проектирование, сбор средств, ввод в эксплуатацию ушло более двадцати лет. Необходимые для строительства 12 млн долларов были собраны за счет общественных пожертвований.
Кандалепас спроектировал комплекс, который включает в себя двухуровневую подземную автостоянку и медресе. В качестве материала архитектор выбрал бетон. Для него бетон – материал на века. Это имеет почти трансцендентное значение. Мечеть Панчбоул почти полностью отлита на месте – подобно древнему зданию, она выглядит вылепленной из необработанного материала. Светлые грубые бетонные поверхности, которые доминируют в интерьере, дополняются деревянными панелями.
Необычные современные мечети Стамбула.
Комплекс состоит из двух смежных, но отдельных дворов, что обеспечивает разделение проводимой в них деятельности. Первый двор открыт на улицу, через него прихожане проходят в храм, а второй, принадлежащий медресе и административным зданиям, является более частным. Минарет мечети больше похож на выступ. Он используется не для произнесения азана, а служит отдельным входом для женщин. Над всем этим возвышается центральный купол с бетонной кольцевой балкой, отлитой на месте. Отличительной особенностью храма являются 102 купола, представляющие собой современный образец мукарнаса. На 99-ти из них нанесены имена Аллаха. Также мечеть украшает хилья – декоративная каллиграфическая надпись, описывающая качества Посланника Аллаха (мир ему). Для нанесения арабских надписей привлекались мастера из Ирана и Турции.
3 жилых дома по соседству с мечетью Панчбоул также принадлежат мусульманской общине.
Запрет на изображение живых существ, – Аллаха, людей и животных, – привел к развитию сложного геометрического и каллиграфического искусства и архитектуры. Титус Буркхардт так описывает роль аниконизма: «Исламское искусство в целом направлено на создание атмосферы, которая помогает человеку осознать свое изначальное достоинство; поэтому оно избегает всего, что может быть «идолом». […] Ничто не должно стоять между человеком и невидимым присутствием Бога. Таким образом, исламское искусство создает пустоту; оно фактически устраняет все беспорядки и соблазны мира, а вместо них создает порядок, выражающий равновесие, безмятежность и мир». Мечеть Панчбоул является успешным воплощением этих принципов на языке современной архитектуры.
Мечеть Лакембы – крупнейшая в Австралии.
Тимоти Хортон, директор Сиднейского архитектурного фестиваля, назвал проект «шедевром современной архитектуры». Также мечеть в 2018 г. была награждена медалью Джона Сулмана, присуждаемой филиалом Австралийского университета архитекторов в Новом Южном Уэльсе за выдающиеся достижения в области строительства общественных и коммерческих зданий.
Исламосфера