Бум нетрадиционных мечетей в Бангладеш

С 70-х годов прошлого века Бангладеш является лидером Южной Азии по развитию модернистской архитектуры. А началось всё с открытия в 1955 году Колледжа искусств и ремёсел (ныне факультет изобразительного искусства Университета Дакки). Учебное заведение основал американский архитектор Муджарул Ислам, и оно стало настоящей экспериментальной площадкой для современных бенгальских архитекторов.


В 1962 году архитектор Луис Кан начал работу над комплексом парламента в Дакке. В проект была включена и одна из известнейших модернистских мечетей Бангладеш. Здание представляет собой высокий куб, углы которого опоясаны огромными полыми цилиндрами, молитвенный зал с высоты птичьего полета словно выходит в ров, окружающий громадный, похожий на крепость парламентский комплекс. Почти идеальная симметрия постройки слегка нарушена для того, чтобы михраб смотрел точно в сторону Мекки. Внутри мечети – великолепное сочетание света и фактуры: восемь огромных круглых окон изгибаются по углам, а их дуги расходятся по полым колоннам . Солнечный свет просачивается через открытые верхушки колонн и мерцает над продуманными скульптурными несовершенствами в каждой бетонной плите. Вместо традиционного купола Кан создал его подобие, венчающее соседний зал собраний. Это сводчатое восьмиугольное сооружение парит на высоте 35 метров над помещением, где происходит работа по управлению вполне мирскими делами.

Зачем бангладешцам свой собственный Тадж-Махал?

Бетонный молельный зал в спроектированном Луисом Каном парламентском комплексе (1982) в Дакке был одной из первых модернистских бенгальских мечетей / Источник: Накиб Хуссейн

В 1996 году, вскоре после того, как Шейха Хасина была избрана на должность премьер-министра, Министерство культуры поручило Эхсану Хану спроектировать мавзолей для отца Хасины, первого президента Бангладеш Шейха Муджибура Рахмана. Архитектор окружил могилу кольцом из перфорированного бетона, что напоминало резные экраны Джали, найденные вокруг суфийских гробниц и других индоисламских сооружений. Конструкция увенчана бетонной оболочкой, которая заимствовала свою форму не от типичных куполов мечети, а от изогнутых линий крыш традиционных деревенских домов. Мавзолей сочетает в себе такие модернистские приёмы, как пористые поверхности и смелая геометрия. Несмотря на то, что здание мавзолея технически не является молитвенным местом, Эхсан Хан создал архитектуру, которая помогла определить и выразить собственную религиозную эстетику Бангладеш.

В Бангладеш будут построены сотни типовых мечетей для противодействия радикализму.

Картинки по запросу baitur rouf mosque dhaka

Кирпичный фасад мечети Байт ар-Роуф Марины Табассум (2012) в Дакке / Источник: Шахидул Алам

Затем, в 2005 году, Кашеф Махбуб Чоудхури, ныне 48-летний директор собственной фирмы «Урбана», получил заказ от богатого клиента из Дакки на проектирование мечети в Чандгаоне, районе на северо-восточной окраине Читтагонга, второго по величине города в Бангладеш. Возведённая за два года, мечеть Чандгаона отличается простотой и абстрактностью, представляя собой длинный белый прямоугольник, подвешенный среди бананов и пальм, который прорезан низким порогом, ведущим во двор. Стеклянные двери открываются в молитвенный зал, увенчанный, по единственной уступке Чоудхури традициям, маленьким куполом, расколотым, как книга в застывшем стекле.

В 2012 году архитектор из Дакки Рафик Азам реконструировал семейное кладбище в жилом комплексе, расположенном среди рисовых полей на юге Бангладеш. Азам поднял участок на платформу и отделил его широкой низкой лестницей и бетонным порогом. Так он изобразил «границу, которую мы можем пересечь в любое время» – между небесным и земным мирами.

Наводнения образованию не помеха: плавучие школы в Бангладеш.

Картинки по запросу architecture

Семейное кладбище (2012) спроектировано фирмой Рафика Азама / Даниэль Доменикали

Таким образом, Чоудхури и Азам использовали пространство, которое вдохновляло ранних модернистов региона, чтобы создать символизм, придающий духовной архитектуре особый смысл.

Архитектор из Хомса: старые подходы к градостроительству ведут к разобщению и войнам.

Когда в 2006 году 49-летняя архитектор Марина Табассум приступила к проектированию мечети Байт ар-Роуф в густонаселенной, бедной городской окраине, там практически не было инфраструктуры, несмотря на резкий рост населения за счёт мигрантов из деревень. Перед созданием проекта Табассум изучала темные, практически герметичные мечети 15-го века эпохи Бенгальского султаната, которые и вдохновили её. Архитектор построила мечеть как набор матрешек: квадрат расположен в круге, установленном в другом квадрате, стены которого сделаны из угловых кирпичей, позволяющим воздуху проходить внутрь. Свет просачивается сквозь отверстия в крыше и отражается на полу. Михраб обозначен тончайшей световой линией, которая по вертикали рассекает угол соприкосновения стен. Эта мечеть совмещает в себе спокойствие молитвенного зала Кана и пористость мечети в Чандгаоне. Байт ар-Роуф словно перевела язык традиционного сельского павильона на язык города, создав духовное пространство, которое предоставляет посетителям передышку от жары, шума и суеты городской жизни.

Международное признание вышеизложенных проектов привело к настоящему буму нетрадиционных мечетей в Бангладеш. Сейчас практически у каждого крупного архитектора в стране есть собственный проект мечети. С момента завершения мечети в Чандгаоне десять лет назад, только Чоудхури разработал еще четыре. Например, в Гульшане, богатом деловом и жилом районе Дакки, он обернул семиэтажное здание в бетонный экран из арабских букв, которые образуют слова шахады.

“Премия Джамиль”: исламское искусство всегда в тренде.

Вход в мечеть в Гульшане, спроетированную Чоудхури (2017) / Источник: Айван Баан

Исламосфера

Комментарии