Бурак – чудесное существо в преданиях и искусстве

Перемещение на Бураке считается одним из чудес, происходивших во время Мираджа – вознесения Пророка Мухаммада (мир ему) на небеса.
Исра и Мирадж – это ночное путешествие Пророка Мухаммада (мир ему) из Мекки в Иерусалим (аль-Кудс) и его вознесение на небеса, которое, согласно исламским преданиям, произошло около 619 года. Под Исрой понимают перенесение Пророка (мир ему) из мечети аль-Харам в мечеть аль-Акса, а под Мираджем – его вознесение из мечети аль-Акса на небеса.
В Коране не говорится, каким образом осуществлялась Исра, но в соответствии с хадисами, Пророк Мухаммад (мир ему), сопровождаемый Джибрилем, преодолел это расстояние на неком существе, которое называют Бураком. Согласно описаниям, это существо белого цвета, чрезвычайно быстрое и напоминающее нечто среднее между мулом и ослом. В некоторых хадисах говорится, что оно имеет длинные уши и два крыла, благодаря которым может за один шаг покрыть расстояние, которое охватывает глаз. Некоторые предания сообщают, что когда Пророк (мир ему) приблизился к Бураку и захотел сесть на него, тот выказал недовольство. Тогда Джибриль напомнил ему, что это самый добродетельный человек среди тех, кого он возил на спине, и Бурак от стыда покрылся потом. Согласно хадисам, когда Пророк прибыл в мечеть аль-Акса, он сошел с этого существа, а Джибриль отвел Бурака туда, где тот обычно находится, и связал его.
Бурак служил и другим пророкам, помимо Мухаммада (мир ему). Ат-Табари передает одно предание, в котором говорится, что верхом на нем Ибрахим (мир ему) отправлялся посещать Каабу, и по этой причине его прозвали «ездовым животным Ибрахима» (даббату Ибрахим). Также говорится, что в Судный день пророкам будут предоставлены ездовые животные, чтобы они могли добраться до своих общин. И если Салих (мир ему) поедет на своем верблюде, то Посланник Аллаха (мир ему) вместе со своей дочерью Фатимой (да будет доволен ею Аллах) – на Бураке.
Мифические животные Ближнего Востока и поразительные легенды о них.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr
Поскольку Бурак напрямую связан с событиями Исры и Мираджа, являющимися одними из ключевых в исламской истории, его образ проник в литературу и искусство. Он встречается, главным образом, в произведениях, посвященных этим чудесным событиям, таких как мираджия и мираджнаме. В одних случаях Бурак просто упоминается, а в других ему посвящаются целые главы. Вместе с этим, поскольку он связан с Пророком (мир ему), его образ используется в посвященных Посланнику Аллаха (мир ему) стихотворных произведениях, таких как касыды и газели, а также произведениях жанра маулид (рождение Пророка (мир ему)), сира (жизнеописание Пророка (мир ему)) и даже в любовных и приключенческих поэмах, таких как «Лейла и Маджнун».
Скупые описания Бурака в хадисе были украшены различными элементами, являющимися плодом богатого воображения народа и поэтов. Кроме того, на представления о нем оказали влияние другие культуры. В результате чего сформировался его образ как некого мифического существа, имеющего черты, не встречающиеся в исламских источниках.
Исходя из описаний Бурака в художественных произведениях, повлиявших и на искусство миниатюры, это существо обитает в Раю, оно меньше верблюда, лошади или мула, но больше осла. Его тело похоже на конское, шея – на верблюжью, а голова человеческая. Бурак красивее гурий и имеет два крыла, когда он раскрывает их, они простираются весь мир. Также у него имеется короткий хвост. Он может одним шагом преодолеть расстояние, которое преодолевают за 70 000 лет. В описаниях поэтов губы Бурака подобны рубинам, зубы – жемчугу, уши – рубину, изумруду или хризолиту и т.п. Его сияние освещает небо и землю, словно молния.
Изображения Бурака занимают важное место в исламском изобразительном искусстве. Их можно увидеть в миниатюрах, украшающих как произведения жанра мираджнаме, так и в книгах по истории и сире. Также оно встречается в иллюстрациях к «Маснави», посвященных этой теме, к «Хамсам» («Пятерицам») и даже в миниатюрных альбомах (муракка). Хотя образ этого существа демонстрирует общие черты, художники часто украшали его деталями, порожденными их воображением или созданными под влиянием стиля той или иной эпохи. Почти во всех этих работах Бурак изображен таким, как он обычно описывается в литературных произведениях. Кроме того, со времен Абу Исхака Ахмада ибн Мухаммада ас-Са‘ляби, одного из ведущих комментаторов Корана и лингвистов конца X – начала XI века, в некоторых источниках повторяется изображение Бурака в виде женщины-ангела с заплетенными в косы волосами, свисающими по обеим сторонам лица, и с короной на голове. Появление подобных черт, которые не встречаются в хадисах, можно приписать влиянию иудейской и христианской мифологии, а его изображение в виде животного с человеческой головой (сфинкса) – влияниям доисламских культур.
Как Европа познакомилась с историей о Мирадже.

Источник: Jnzl’s Public Domain Photos
Хотя в литературных произведениях бурак описывается как существо с коротким хвостом, на некоторых миниатюрах эта часть тела показана длинной и изогнутой, а на других – красочной, как у павлина, что, вероятно, было призвано показать красоту Бурака.
Композиции с Бураком, встречающиеся в миниатюрной живописи, можно разделить на несколько групп. Наиболее распространенным является его изображение покидающим Мекку и летящим среди облаков с Пророком Мухаммадом (мир ему) на спине, находящимся рядом Джибрилем и Каабой на переднем плане. Второй тип изображений – перемещение Бурака в облаках с Пророком (мир ему) и Джибрилем среди ангелов. В третью группу можно выделить миниатюры, изображающие прибытие в мечеть Аль-Акса. Как правило, на таких рисунках представлен Посланник Аллаха (мир ему) с другими пророками и совершение ими намаза. Еще одна группа – это композиции, изображающие продолжение Мираджа после того, как Джибриль привязал Бурака.
Не оставшись в рамках миниатюрного искусства, Бурак стал предметом народной живописи. В домах египетских крестьян до сих пор можно увидеть его изображения. Кроме того, в Индии изображения бураков несут во время шествий, проводимых во время церемоний Мухаррама. В Турции свидетельством популярности образа Бурака в народе является тот факт, что так здесь часто называют мальчиков.

В Турции свидетельством популярности образа Бурака в народе является тот факт, что так здесь часто называют мальчиков. Турецкий актер Бурак Озчивит / Источник: Turkish Insider
Бурак Оздемир – самый известный шеф-повар в мире.
Исламосфера
Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi