Бушеруиты: как из обрывок тряпок создать произведение искусства
Марокканские тряпичные ковры, более известные как «бушеруиты», уникальны среди множества берберских ковров. Их изготавливают из обрезков любого доступного материала, включая синтетические ткани от старой одежды или остатки других ковров. Это довольно современное искусство, появившееся в 60-70-х годах прошлого века, пишут Джанин Хейз и Брайан Мейсон.
В XX веке целый ряд экономических факторов привел к тому, что многие берберские племена отказывались от кочевого образа жизни и переходили от вековых методов скотоводства к сельскому хозяйству. В результате растущего дефицита традиционных материалов берберские женщины часто уже не могли ткать обычные ковры привычными способами. Бушеруиты появились в 1960-70-х годах как ответ на эти неизбежные реалии. Вскоре они превратились в новую форму художественного самовыражения.
В отличие от других марокканских ковров, которые обычно изготавливаются из шерсти, бушеруиты делают из обрезков любого доступного материала, включая синтетические ткани от старой одежды или даже остатки других ковров. Само это название происходит от арабского выражения «бу шервит», что означает «тряпка» или «обрывок поношенной одежды». Казалось бы, имея такое непримечательное происхождение, эти ковры не должны представлять собой ничего особенного. Но фантастическое разнообразие узоров и цветов часто делает их настоящими произведениями искусства.
Традиционные марокканские ковры ткут по очень устоявшимся канонам, многие из которых специфичны для отдельных регионов. Бушеруиты, в отличие от них, превратились в форму творческой самореализации для женщин. Они представляют собой «спонтанные» композиции, призванные выразить чувства ткача в конкретный момент. В результате дизайн может варьироваться от плотных геометрических узоров до безграничных абстрактных композиций с быстрой сменой цвета, смешанными формами и, казалось бы, случайными элементами.
Хотя этот стиль возник недалеко от марокканских городов Буджад и Бени-Меллаль, со временем он получил широкое распространение среди берберов из разных регионов.
Изначально бушеруиты ткали для домашнего использования, а не для продажи. Местным ткачам потребовалось время, чтобы выйти за рамки скромных материалов и начать создавать из лохмотьев и обрезков волшебные композиции, которые были оценены любителями со всего мира.
Сегодня дизайнеры разных стран используют бушеруиты для придания цвета и рисунка интерьеру. Поскольку они появились в 1960-70-х годах, то выглядят современно и хорошо вписываются в обстановку, придавая ей игривость и разбавляя ее.
Эти ковры, как и любое произведение абстрактного искусства, могут быть разной ценности, в том числе художественной. Так как они изготавливаются вручную, большинство из них единственные в своем роде. Есть несколько видов бушеруитов, которые представляют собой просто потрясающие шедевры современного искусства.
И в довершение всего, такие тряпичные ковры очень просты в уходе. Их можно стирать в стиральной машине на щадящей программе.
Исламосфера