Чаевые и торг в Египте: бахшиш или садака?

Роль чаевых в туризме и экономике арабских стран очень важна. Но если для большинства западных туристов, особенно американцев, чаевые – вполне нормальное явление и представляют собой своего рода дополнительный налог с продаж, то на Ближнем Востоке проблема чаевых, а также торга, может превратиться в самую настоящую паранойю.


Арабы известны своей добротой и гостеприимством, и оказывают радушный прием любому человеку, который посещает их страны. Однако даже в их поведении встречаются странные моменты, которые для иностранца могут показаться несколько необычными.

Например, чаевые в арабских странах вызывают страх публичного осуждения. Это сильно отличается от ситуации в США и Франции, где чаевые считаются жестом признательности за качество обслуживания. Между тем ситуация с чаевыми в арабских странах не так однозначна, как может показаться на первый взгляд.

“Чаевые и торг для местных жителей не являются лишь приятным бонусом, а представляют собой самый настоящий фактор выживания”

Во время моей недавней поездки в Египет я обнаружил, что чаевые и торг для местных жителей не являются лишь приятным бонусом, а представляют собой самый настоящий фактор выживания. Причина – в высокой стоимости жизни, которая способствует обнищанию населения. Так что неудивительно, что многие местные жители становятся «охотниками на туристов». Я спрашивал у них как, когда и кому нужно давать или наоборот не давать? Мне ответили, что чаевые должны быть в иностранной валюте – в евро или долларах.

Картинки по запросу 5 EGP pound

Пять египетских фунтов

В отличие от западных и азиатских туристов, которые рассматривают чаевые как просто проявление щедрости, арабские туристы считают чаевые ограблением. Джамель из Алжира утверждает: «Я чувствую досаду, когда вынужден торговаться и оставлять чаевые гидам, еще хуже, когда они устанавливают процент, который я должен им дать. Тогда приходится торговаться по любому поводу, даже за билет на автобус и стоимость поездки на такси. Честно говоря, это сводит меня с ума и приводит к мысли, что никогда не надо ездить в бедные страны».

Он продолжает: «существует разница между чаевыми горничным, официантам, таксистам, и чаевыми туристическому гиду, чья зарплата существенно выше, чем у врача во Франции! Джамель предпочитает помогать повару, официанту и горничным. Такие расходы, как утверждают некоторые арабы, являются садакой.

Привычка давать чаевые является колониальной и пришла из Великобритании, а затем распространилась в Египте через местных яппи.

Чаевые в Египте известны под названием «бахшиш». Но на улицах арабских стран можно увидеть на удивление мало случаев проявления этой религиозной и гуманитарной помощи. Впрочем, иностранные туристы, смущенные их скудным доходом, дают чаевые работникам музеев, ресторанов и гостиничной индустрии.

Позже, обсуждая вопрос чаевых и торга в Египте с жителем Луксора, он сказал мне, что эта привычка является колониальной и пришла из Великобритании, а затем распространилась в Египте через местных яппи. Мохаммед, владелец магазина, торгующий папирусами, отметил, что западные туристки щедрее арабских. Последние, по его словам, торгуются до последнего.

Картинки по запросу Aswan Bazar Gate

Рынок Хан аль-Халиль в Каире

Долгая дискуссия о чаевых и торге продолжилась в местном кафе «Ум Кульсум» за чашкой прекрасного египетского кофе. Жанетт из Франции сказала: «Я сочувствую беднякам и детям, поэтому даю им чаевые». Когда речь зашла о торге, Фарида из Алжира назвала его несправедливым и нечестным, потому что, по ее опыту, торговцы все равно грабят приезжих. Один торговец сказал ей, что у них есть две цены – одна для арабов, а другая для туристов.

“Дача чаевых, торг и попрошайничество на рынках и улицах арабских стран в какой-то степени является местным национальным видом спорта”

В ходе обсуждения речь зашла о детях и нищете. В Луксоре, как и в Асуане, дети просят евро или доллар, и детский труд там явственно присутствует. По словам одного гида, эти дети из-за жаркой погоды идут в школу рано утром, а после обеда до позднего вечера работают в туристических районах, продавая дешевые египетские сувениры.

Как сказал один покупатель в Асуане, «у нас имелся луч надежды, и мы верили в наступление лучшей жизни после падения тиранического режима Мубарака в ходе революции 2011 года, но в итоге кошмарная жизнь в Египте продолжается».

 

Дача чаевых, торг и попрошайничество на рынках и улицах арабских стран в какой-то степени является местным национальным видом спорта. По словам Зины, алжирки из Франции, посетившей до Египта Иорданию, сравнивая эти страны можно сказать, что люди в Иордании гораздо менее навязчивы: «в Иордании нормы такие же как во Франции. Если вы даете чаевые, то это нормально, но вы не обязаны давать. Люди дают, если хотят этого».

Я также обнаружил, что в Египте, являющемся полицейским государством, очень сложно обстоят дела с обменом валюты. Государство в этом вопросе самоустранилось. Дошло до того, что поставщики берут иностранную валюту даже за мешок специй. В итоге египетская валюта заметно подешевела, и за 1 евро сегодня дают 20 египетских фунтов. В свою очередь покупатели не принимают иностранную валюту, потому что не могут обменять ее в банке, так как в банке валюты нет.

“Можете называть это чаевыми, я называю это садака, и это не заставляет меня чувствовать себя ограбленным”

Несомненно, туристическая сфера страны столкнулась с тяжелой ситуацией после падения Мубарака. Отстранение от власти первого демократически избранного президента Мухаммеда Мурси, к которому туристическое бизнес-сообщество Египта относилось критически в связи с его связью с “Братьями-мусульманами”, также не исправило положение.

С момента свержения Мурси ситуация для египтян не улучшилась. В стране во всех сферах – в политике, в образовании, здравоохранении, жилищной политике – царят некомпетентность и высокая коррупция, которая также является частью бахшиша. Ежемесячная зарплата египтянина составляет около 800 египетских фунтов (40 евро). Тогда как МРОТ установлен на уровне 1200 египетских фунтов.

Тратить деньги во время поездки за границу всегда сложно, хотя если в вашем кошельке будет храниться небольшая сдача и одиночные банкноты, вы сможете сделать щедрый жест. Будь то бахшиш или садака, положите долларовую купюру в банку для чаевых за кофе или кексы или оставьте 20 евро для горничных в египетском отеле. Можете называть это чаевыми, я называю это садака, и это не заставляет меня чувствовать себя ограбленным.

Абденнур Туми / The Arab Daily News

Комментарии