Чамы Камбоджи и их разный ислам

Чамы или тямы – это народ Юго-Восточной Азии, общая численность которого оценивается в 500 тысяч человек. В настоящее время они проживают, главным образом, во Вьетнаме и Камбодже. В древности они имели свое государство Чампа, воевали с вьетами, кхмерами, а также монголами. В XV в. большая часть Чампы была захвачена вьетнамцами, но чамское княжество Пандуранга существовало вплоть до начала 19 в. После этого многие чамы предпочли переселиться в Камбоджу, поселившись вокруг города Удонга, а также вдоль рек и озера Тонлесап.


Вопрос о том, были ли чамы мусульманами во время их эмиграции в Камбоджу, не совсем ясен. Ученые приводят свидетельства того, что они имели контакты с мусульманским миром еще в IX веке. Группа мусульман-чамов все еще живет в Центральном Вьетнаме, хотя они составляют меньшинство, большинство же чамов в этой стране придерживается индуизма. Исходя из этого, вполне вероятно, что еще до переселения в Камбоджу, часть населения чамов уже обратилась в ислам. В пользу этого говорит и тот факт, что сегодня все камбоджийские чамы являются мусульманами. Они составляют 1-2% населения этой страны.

Чамы – необычные мусульмане Вьетнама.

Пребывание на периферии мусульманского мира и изоляция от него привела к формированию у чамов синкретической версии ислама. Его последователи считают себя мусульманами-суннитами, признают Аллаха Единым Богом, Мухаммада (мир ему) – Его пророком, празднуют Рамадан, воздерживаются от употребления в пищу свинины и алкоголя, но их религиозная практика включает в себя элементы индуизма и культа предков. В традиционном исламе чамов нет обязанности молиться пять раз в день, достаточно это делать один раз в неделю в пятницу. Они не используют арабский язык в качестве языка религии – у них есть местная версия Корана, написанная на языке чам. Пост в Рамадан соблюдают только священнослужители в течение трех дней, хадж не является обязательным. Многие другие ритуалы выходят далеко за рамки ортодоксальной версии ислама, в частности, в традиционном синкретическом исламе чамов существует вера в силу магии и колдовства и придается большое значение магическим практикам, призванным помочь им избежать болезней, преждевременной или насильственной смерти.

 During the Khmer Rouge, some Imam San sacred texts were buried to save them from being destroyed and later unearthed. Over 90,000 Cham (including both Imam San and ‘Modern’) perished during the genocide.

В период красных кхмеров некоторые священные тексты общины Имам Сан были зарыты в землю, чтобы их не уничтожили. Более 90 000 чамов (как джахедов, так и ортодоксальных) погибло во время геноцида / Источник: 20shots.com

Контакты с общинами мигрантов малайского, индонезийского, индийского, североафриканского и йеменского происхождения способствовали тому, что все больше чамов-мусульман переходило в ортодоксальный ислам. В начале XX века усилилось влияние на чамов малайского ислама. Из Малайзии привозили религиозные книги, малайские священнослужители произносили хутбы (проповеди) в мечетях на своем языке, представители народа чам отправлялись в малайские медресе для изучения ислама. Также нередки были смешанные браки чамов с малайцами. В итоге это привело к тому, что многие ортодоксальные чамы переняли их обычаи и семейную организацию, и стали говорить на малайском языке.

Мусульмане Сайгона.

В результате этого среди чамов сформировались два исламских течения – одни продолжали придерживаться традиционной для них версии ислама, настаивая на необходимости следовать пути предков, а другие, более многочисленные, придерживаются ортодоксального ислама. Последние следует шафиитской ветви суннитского ислама, а в вероучении – матуридитскому мазхабу.

 Imam San chai ceremonies are rituals rooted in ancient pre-Islamic practices, which channel the souls of ancestor spirits and in some cases, reenact scenes from Cham history.

Церемонии общины Имам Сан – это ритуалы, которые восходят к доисламской традиции, которые направлены на установление связи с душами предков, а иногда на воссоздание сцен из чамской истории / Источник: 20shots.com

Группа, придерживающаяся традиционной веры чамов, известна как джахеды или бани чам. Они называют себя «чистыми чамами» – чам сот – или общиной Имама Сана. Джахеды говорят на языке чам и, в отличие от других чамов, пишут на нем. Раз в год в сентябре они устраивают праздник в своей мечети в Удонге в честь рождения Пророка и Имама Сана, которого они почитают как святого. Сегодня их число оценивают в 20 000-50 000.

Мусульманская семья из Таиланда сохраняет древние традиции шелкоткачества.

Конфликт между обеими группами усилился в период 1954-1975 гг. В настоящее время джахеды, по словам антрополога Альберто Переса Перейро, стали «объектом интенсивной прозелитизации со стороны иностранных исламских организаций и благотворительных фондов», главным образом, придерживающихся саляфитской направленности или принадлежащих организации «Джамаат Таблиг» (запрещенная в РФ). Они всячески призывают чамов отказаться от традиционных обрядов и практик и последовать ортодоксальному исламу. Противостояние между сторонниками традиционной веры чам и ортодоксального иногда доходит до абсурда. Например, бывает так, что население одной деревни делится на две группы, каждая из которых имеет свою мечеть и религиозную организацию.

 An Imam San imam beats a drum to announce the call to prayer. The Imam San pray only once a week, as compared to the Modern Cham, who pray five times a day.

Битье в барабан у традиционных чамов является призывом к молитве. Они читают намаз один раз в неделю – в пятницу / Источник: 20shots.com

 Imam San have made efforts to revive their traditional language over recent years. In 2004, Leb Ke, a Cham language specialist, founded a Cham language school. Children learn how to write using the Cham alphabet and sing Cham songs, as pictured here.

Джахеды пытаются поддерживать свой язык в школах / Источник: 20shots.com

 Wearing a yellow headscarf, the bride Aisah Azanna visits her ancestors' graves before her wedding.

Невеста, повязав на голову желтый платок, посещает могилы предков перед своей свадьбой / Источник: 20shots.com

 Modern Cham women who live in a fishing community have prospered from working abroad, where they also learned to become more devout. This woman who lived and worked at a supermarket in Malaysia rejoined her devout community in a settlement on the shores of the Mekong River.

Ортодоксальная мусульманка, живущая в общине рыбаков / Источник: 20shots.com

 Modern Cham men on their way to attend Friday prayers at one of several new big mosques along the highway north of Phnom Penh. With support of foreign Muslim countries, many new mosques have been built in and around Phnom Penh. International Islamic organizations lure the Imam San to convert to Orthodox Islam by offering new mosques, schools and infrastructure. Several villages located near Orussey have accepted the foreign aid and since doing so, now follow the codes of Orthodox Islam, including wearing Islamic clothing and praying five times daily.

Ортодоксальные мусульмане-чамы едут в мечеть на пятничный намаз / Источник: 20shots.com

Исламосфера

Комментарии