Чамы Камбоджи и их разный ислам
Чамы или тямы – это народ Юго-Восточной Азии, общая численность которого оценивается в 500 тысяч человек. В настоящее время они проживают, главным образом, во Вьетнаме и Камбодже. В древности они имели свое государство Чампа, воевали с вьетами, кхмерами, а также монголами. В XV в. большая часть Чампы была захвачена вьетнамцами, но чамское княжество Пандуранга существовало вплоть до начала 19 в. После этого многие чамы предпочли переселиться в Камбоджу, поселившись вокруг города Удонга, а также вдоль рек и озера Тонлесап.
Вопрос о том, были ли чамы мусульманами во время их эмиграции в Камбоджу, не совсем ясен. Ученые приводят свидетельства того, что они имели контакты с мусульманским миром еще в IX веке. Группа мусульман-чамов все еще живет в Центральном Вьетнаме, хотя они составляют меньшинство, большинство же чамов в этой стране придерживается индуизма. Исходя из этого, вполне вероятно, что еще до переселения в Камбоджу, часть населения чамов уже обратилась в ислам. В пользу этого говорит и тот факт, что сегодня все камбоджийские чамы являются мусульманами. Они составляют 1-2% населения этой страны.
Чамы – необычные мусульмане Вьетнама.
Пребывание на периферии мусульманского мира и изоляция от него привела к формированию у чамов синкретической версии ислама. Его последователи считают себя мусульманами-суннитами, признают Аллаха Единым Богом, Мухаммада (мир ему) – Его пророком, празднуют Рамадан, воздерживаются от употребления в пищу свинины и алкоголя, но их религиозная практика включает в себя элементы индуизма и культа предков. В традиционном исламе чамов нет обязанности молиться пять раз в день, достаточно это делать один раз в неделю в пятницу. Они не используют арабский язык в качестве языка религии – у них есть местная версия Корана, написанная на языке чам. Пост в Рамадан соблюдают только священнослужители в течение трех дней, хадж не является обязательным. Многие другие ритуалы выходят далеко за рамки ортодоксальной версии ислама, в частности, в традиционном синкретическом исламе чамов существует вера в силу магии и колдовства и придается большое значение магическим практикам, призванным помочь им избежать болезней, преждевременной или насильственной смерти.
Контакты с общинами мигрантов малайского, индонезийского, индийского, североафриканского и йеменского происхождения способствовали тому, что все больше чамов-мусульман переходило в ортодоксальный ислам. В начале XX века усилилось влияние на чамов малайского ислама. Из Малайзии привозили религиозные книги, малайские священнослужители произносили хутбы (проповеди) в мечетях на своем языке, представители народа чам отправлялись в малайские медресе для изучения ислама. Также нередки были смешанные браки чамов с малайцами. В итоге это привело к тому, что многие ортодоксальные чамы переняли их обычаи и семейную организацию, и стали говорить на малайском языке.
В результате этого среди чамов сформировались два исламских течения – одни продолжали придерживаться традиционной для них версии ислама, настаивая на необходимости следовать пути предков, а другие, более многочисленные, придерживаются ортодоксального ислама. Последние следует шафиитской ветви суннитского ислама, а в вероучении – матуридитскому мазхабу.
Группа, придерживающаяся традиционной веры чамов, известна как джахеды или бани чам. Они называют себя «чистыми чамами» – чам сот – или общиной Имама Сана. Джахеды говорят на языке чам и, в отличие от других чамов, пишут на нем. Раз в год в сентябре они устраивают праздник в своей мечети в Удонге в честь рождения Пророка и Имама Сана, которого они почитают как святого. Сегодня их число оценивают в 20 000-50 000.
Мусульманская семья из Таиланда сохраняет древние традиции шелкоткачества.
Конфликт между обеими группами усилился в период 1954-1975 гг. В настоящее время джахеды, по словам антрополога Альберто Переса Перейро, стали «объектом интенсивной прозелитизации со стороны иностранных исламских организаций и благотворительных фондов», главным образом, придерживающихся саляфитской направленности или принадлежащих организации «Джамаат Таблиг» (запрещенная в РФ). Они всячески призывают чамов отказаться от традиционных обрядов и практик и последовать ортодоксальному исламу. Противостояние между сторонниками традиционной веры чам и ортодоксального иногда доходит до абсурда. Например, бывает так, что население одной деревни делится на две группы, каждая из которых имеет свою мечеть и религиозную организацию.
Исламосфера