Чарайна – доспехи, защищающие не только от оружия, но и всякого зла

Чарайна или чахар-айина использовался в основном в Азии, на Ближнем Востоке и в Восточной Европе, в том числе в Индии, Персии, Тибете, России и Османской империи.


Эти доспехи появились в XVI веке в Персии, на протяжении XVI и XVII веков они распространились по Средней Азии, проникли в Северную Индию, а также в другие регионы. На Руси подобный тип доспехов был известен как зерцальные или зерцала. Попали они сюда из Средней Азии и Ирана.

Пеш-кабз – кинжал, пробивающий доспехи.

Название доспехов происходит от персидского “чахар айна” – «четыре зеркала». Связано это с тем, что они представляли собой четыре (иногда и больше) металлические пластины или диска, скрепленных между собой кожаными ремнями. Две более крупные пластины прикрывали грудь и спину, а меньшие, которые могли иметь подмышечные впадины – боковые части туловища воина. Передняя и задняя пластины, как правило, были прямоугольные, реже встречается круглая или восьмиугольная форма. Они симметричны, однако их оформление, например, тиснение или надписи, могло отличаться. Длина их доходила до талии, что было достаточно для комфортного передвижения. Пластины крепились друг к другу с помощью ремней и пряжек, которые обычно перекрещивались, а не прикреплялись к расположенному напротив разъему в соседней пластине.

Источник: metmuseum.org

Чарайна не были самостоятельным доспехом, а лишь элементами усиления корпусной брони, их надевали поверх кольчуги или панциря. Также чарайну могли дополнять шлемом, наручами базубанд или дастана, металлическими рукавицами, наплечниками. Так получался легкий, гибкий комплект, обеспечивающий большую свободу движений и мобильность, что было особенно актуально для пехоты. Конструкция чарайна оптимальна для защиты жизненно важных органов. Неслучайно современные бронежилеты почти полностью копируют ее.

Шлем-тюрбан – снаряжение воинов на пути Аллаха.

Металлические пластины, отполированные до зеркального блеска, в этих доспехах воспринимались как защита не только от холодного оружия и стрел, но и от сверхъестественного воздействия. Как известно, зеркала считались способными отражать сглаз и всякое зло. Кроме того, их образ используется в суфийской мысли для описания пути, которым человек достигает самопознания и познания Бога. В таких аналогиях зеркало уподобляется душе, благодаря которой человек осознает нечто невыразимо большее, чем он сам. Таким образом, чарайна нес в себе и мистический смысл. На них помещали аяты из Корана, молитвы и стихи мистического содержания. Сохранившиеся до наших дней образцы таких доспехов, богато украшенных в том числе и золотом, говорят о том, что их использовали при дворе и на религиозных церемониях. В частности, их носили актеры во время тазии – драматических представлений, посвященных мученичеству Имама Хусейна и его соратников в битве при Кербеле в 680 году.

Чарайна оставался популярным в Персии и Индии вплоть до XIX века. Образцы таких доспехов можно было увидеть и в коллекциях европейских правителей, которые их получали в качестве подарков от восточных владык.

Источник: metmuseum.org

Источник: metmuseum.org

Источник: metmuseum.org

Источник: metmuseum.org

Источник: metmuseum.org

Источник: metmuseum.org

Источник: metmuseum.org

Источник: metmuseum.org

Исламосфера

Комментарии