Чернильница: история, значение и традиции в исламской культуре
Так как чернильницы имеют прямое отношение к процессу письма, выступающему символом знания, учености, то в исламском мире к ним всегда было особое отношение.
С помощью чернил, которые хранились в чернильнице, писали книги и, таким образом, распространяли знания, поэтому чернильницы в исламском мире называли «умм аль-атайа», что буквально с арабского языка переводится как «мать даров». Некоторые комментаторы Корана считали, что буква «нун» (ن) в начале суры «Калам» обозначает чернильницу и, находя связь со следующим за этой буквой словом «перо» (калям), утверждали, что таким образом Аллах клянется чернильницей и пером, показывая высокий статус этих письменных принадлежностей.
Чернила в исламском мире: “мир – это книга Аллаха”.
Хотя Пророк (мир ему) поручал записывать ниспосланные аяты Корана, диктовал приказы, отправлял письма правителям и заключал письменные соглашения, в преданиях нет информации о письменных принадлежностях, которые использовались при нем. В хадисе о его последних минутах жизни говорится, что он попросил дават, ляух (табличку) или катиф (лопатка, кость – ее тоже использовали для письма). Можно утверждать, что слово «дават» относится к набору для письма, содержащему перо и чернильницу.
Ибн Сад, описывая биографию Саида ибн Джубайра, одного из наиболее известных передатчиков хадисов из поколения табиинов, отмечает, что один из его учеников, посещая своего учителя, всегда имел с собой чернильницу. Рассказывают, что тип этого прибора, используемый в землях Ирака, назывался «ханифа», и так как выдающийся ученый Абу Ханифа всегда носил его с собой, то и получил свое прозвище, которое переводится как «отец ханифы». Джаухари сообщает, что Каба аль-Ахбара, йеменского иудея, принявшего ислам и ставшего одним из авторитетных толкователей Корана, по той же причине называли таким же именем или Каб аль-Хибром. Считалось необходимым, чтобы каждый студент, участвовавший в собраниях, где записывали хадисы, имел свою чернильницу. И даже количество участников этих собраний иногда обозначалось количеством этих приборов для письма. Например, сообщается, что на уроке хадисов, проходившем в Дар ас-Сунна в Нишабуре в X веке, было 1000 чернильниц, что указывает на количество присутствовавших студентов.
Как для халифа аль-Муизза была создана первая в мире авторучка.
Делали эти изделия из разных материалов. Хотя их изготавливали из твердых пород деревьев, таких как оливковое дерево и орех, наиболее подходящим признавалось эбеновое дерево с его черной древесиной. Персидские поэты сравнивали чернильницу с источником живой воды (аб-и хаят), дарующей вечную жизнь, ведь ими они пишут стихи, открывающими для них путь к вечности. В известной фразе о том, что живая вода приходит из глубин тьмы, подразумевается черная (сделанная из эбенового дерева) чернильница. Также эти приборы изготавливались из драгоценных металлов, таких как золото и серебро, железа, фарфора, стекла и, реже, нефрита. Темно-зеленая нефритовая чернильница, вероятно, подаренная императору Джахангиру на Навруз на четырнадцатом году его правления, сегодня хранится в Метрополитен-музее.
Чтобы деревянные чернильницы со временем не растрескивались, а металлические не окислились, на их внутреннюю поверхность наносили пасту, изготовленную из сосновой камеди и пчелиного воска. По мере загустения чернил их разбавляли водой и добавляли ароматизаторы, например мускус, чтобы они приятно пахли во время работы.
Чернильницы изготавливались различной формы в зависимости от того, где они использовались. Наряду со стационарными, были распространены и переносные. Так как писцы и каллиграфы носили их с собой, то их встраивали в пеналы. Существовали чернильницы с двумя и более камерами. Наборы для письма, изготовленные из дорогих материалов, считались ценным подарком. В Османской империи существовала традиция вручать чернильницы великому визирю, губернаторам и другим видным чиновникам вместе с документами (тезкире).
Тазкире – биографические словари в персидской и турецкой литературе.
Крышку чернильницы нельзя держать открытой, когда она не используется. В противном случае в чернила попадают частицы пыли, которые могут привести к помаркам при письме. Поэтому эти приборы делали так, чтобы предотвратить их непроизвольное открывание. Например, если крышка была на петлях, на противоположной стороне имелся небольшой крючок, который не давал ей открываться самостоятельно. Завинчивающиеся крышки делали с плотно прилегающей резьбой. Кроме того, внутрь чернильницы помещали шелк-сырец, шерсть или хлопок, чтобы чернила не проливались и не попадали на перо (калям) в слишком большом количестве.
Существовала традиция, чтобы ученик, обучающийся письму, в знак уважения во время занятий держал чернильницу в руке, чтобы ею легче было пользоваться его учителю. Среди каллиграфов ходят легенды, показывающие, что этой традиции следовали даже султаны во время своего обучения. Махмуд Дефтери, ученик знаменитого турецкого каллиграфа Шейха Хамдуллаха (ум. 1526), разместил навершие в виде чернильницы и пера (калям) на минарете названной в его честь мечети, которую он построил в 1541 году в районе Дефтердар в Стамбуле. Перо упало уже во время землетрясения 1766 года, а чернильница сохранялась вплоть до недавнего времени, но сейчас ее уже нет.
Случай, смутивший всемирно известного каллиграфа Османа Таху.
Существовала традиция изображать чернильницы на надгробиях каллиграфов.
Эти приборы для письма и сейчас используют мастера, занимающиеся арабской каллиграфией, а старые образцы заняли свое место в музеях и коллекциях.
Исламосфера
Источник:
Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi