«Чтения хузура» во дворце турецкого султана в Рамадан

Во времена Османской империи существовала традиция проведения во дворце султана в его присутствии ученых собраний, получивших название «Чтения хузура».


Еще во времена Мехмеда II, правившего империей между 1451 и 1481 годами, существовала традиция ученых собраний (сохбет) и диспутов, на которых присутствовал сам султан. Но на регулярной основе такие собрания в месяц Рамадан стали проводится во дворце со второй половины XVIII века, получив название «Чтения Хузур-и Хюмаюн» (Huzur-ı hümâyûn dersleri), то есть «чтения в просутствии Его Величества». Они проводились между полуденным (зухр) и вечерним (аср) намазами, и темой их было, главным образом, толкование Корана.

Ученый, который читал лекции, назывался «мукаррир» (тот, кто объясняет тему), а тот, который задавал вопросы и выступал его оппонентом, – «мухатап» (собеседник). Сначала на собраниях присутствовали один мукаррир и пять мухатапов, но с течением времени их число увеличивалось или уменьшалось, так же, как и количество лекций и их продолжительность. Например, в Рамадан 1767 года на чтениях хузура присутствовало 126 ученых.

Рамадан у Османов: малое разговение, тринадцать видов плова и без рыбного дня.

Место проведения мероприятия определялось султаном, а ученые, присутствовавшие на нем, обычно награждались подарками от него. Мукаррир усаживался справа от султана, а мухатапы полукругом напротив них. На собрания также приглашались государственные деятели, придворные, сыновья султана и другие важные лица.

Всем мероприятием руководил шейхуль-ислам (высшее должностное лицо по вопросам ислама). Сура и аят, которые должны были стать темой обсуждения, объявлялись им за пятнадцать дней до Рамадана. «Уроки хузура» проводились в формате диспута. Мукаррир читал какой-то аят, переводил его и приводил толкование. Мухатапы задавали вопросы и высказывали свою точку зрения, иногда противоположную. Мукаррир, в свою очередь, отвечал им. Большинство ученых приводили толкования на основе «Тафсира» Кади Байдави, персидского ученого XIII века, теолога и комментатора Корана.

Как ясно из источников, так как присутствующие скрупулёзно разбирали каждое слово, начиная длительные диспуты по вопросам арабской грамматики, этимологии или даже отвлекаясь на не имеющие отношение к теме комментарии, то за несколько лет им иногда удавалось разобрать всего несколько десятков аятов. Например, толкование (тафсир) суры «аль-Исра», состоящей из 111 аятов, было начато в Рамадан 1775 года, а завершено в Рамадан 1778 года, разбор суры «аль-Фатх» из 29 аятов проводился с 1779 по 1784 год. За пять лет, в 1787-1791 гг. ученым удалось разобрать всего первые 30 аятов суры «аль-Бакара».

Что ели на сухур и ифтар в Османской империи?

Источник: STAR

Собрания не всегда проходили мирно, и даже могли кончаться не слишком благоприятно для участников. Например, когда в Рамадан 1763 года в результате бурной дискуссии мухатап Татар Али-эфенди позволил себе оскорбления «за гранью воспитанности» в адрес мукаррира Абдульмина-эфенди, то был отправлен в ссылку.

Последний раз «чтения хузура» проводились в мае 1923 года. В библиотеке Стамбульского университета хранится более 20 написанных прекрасными почерками насх и талик рукописных «Тетрадей изложения «Чтений Хузур-и Хюмаюн»» («Huzûr-ı Hümâyûn Ders Takriri Defterleri»), вероятно, из библиотеки дворца Йылдыз.

Встречи под названием «ад-Дурус аль-хасания» («Хасанийские чтения»), которые в наши дни проводятся в месяц Рамадан во дворце марокканского короля в его присутствии, очень напоминают «Чтения хузура» времен Османской империи.

“Хасанийские чтения” в Рамадан – королевская традиция Марокко.

Источник: İslam Ansiklopedisi

Исламосфера


­Источник

Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Комментарии