Что говорил Мевляна о музыке
Великий религиозный деятель и поэт Мевляна Джалал ад-Дин Руми выказывал расположение искусным музыкантам и неоднократно упоминал музыку в своих произведениях.
По мнению Мевляны, музыка – это язык Аллаха. Именно через нее Всевышний обратился к душам во время события, получившего в исламе название Базм-и аляст (клятва людей Аллаху о том, что Он –их Господь). Поэтому она во всех людях независимо от их религии, языка, нации, расы, а также времени и места, порождает одни и те же чувства. Если говорить в целом, то ни одно искусство не оказывает такого прямого и глубокого воздействия на душу человека, как музыка.
Музыка и ритуал сема занимали особое место в жизни Мевляны. Музыкальные гармония и ритм превратили полное любви его сердце в сад роз, и в этом саду он совершал сема, будучи преисполнен божественной радости.
На какие вопросы современного мира дает ответы Мевляна?
Создавая духовные техники, способные изменить человека, Джалал ад-Дин Руми выдвигал на первый план такие элементы, как ашк (любовь), музыки и сема. Он восхваляет музыку как в «Маснави», так и в «Диван-и Кабир», считая ее высшим искусством. Мудрец, понявший, что истина не может заключаться в буквах, смысл не может заключаться в словах, размере и рифме, несомненно, будет любить музыку больше, чем поэзию. Мевляна говорит, что язык ребаба – это язык влюбленных, будь они турками, греками или арабами, а единение среди людей обретается через музыку. По его словам, стенания и крики, вырывающиеся у суфия в состоянии экстаза, лучше, чем богословский вопрос, создающий раздор между людьми. Очевидно, что если Мевляна так любил музыку, то не мог оставаться непричастным к ней. Он занимался ею, исполняя свои стихи под аккомпанемент музыкальных инструментов. Турецкий ученый Абдюлбаки Гюльпынарлы пишет: «Известно, что Мевляна и Султан Валад играли на ребабе, а Улу Ариф Челеби также занимался музыкой. Музыка, являющаяся неотъемлемой частью ритуала сема, была, таким образом, одним из важнейших элементов тариката мевлеви со времен его основателя. В эпоху Мевляны сема сопровождалась, как правило, игрой на ребабе… Однако есть еще и ней – тростниковая свирель. У Мевляны был искусный исполнитель на нем по имени Хамза, которого он называл Кутб-и найи». Мевляна даже начал свое великое произведение «Маснави» со слов:
Вы слышите свирели скорбный звук?
Она, как мы, страдает от разлук.
Какие музыкальные инструменты использовались в тарикате мевлеви?
Музыка всегда занимала важное место как во всех произведениях Джалал ад-Дина Руми, так и в его жизни. А со временем это увлечение только крепло. Хотя некоторые из богословов того времени высказывали свои возражения, Мевляна не отказался от музыки, наоборот, он придавал ей все большее значение.
В его жизнеописаниях сообщается, что после встречи с Шамс ад-Дином Тебризи Мевляна изменил свой путь, начал практиковать сема, внимая душераздирающим звукам нея и ласкающему душу голосу ребаба. Турецкий ученый Сабахаддин Волкан пишет: «Стенания нея и ребаба разжигали огонь тоски в его сердце. Посредством сема Мевляна делал эти стенания еще более восторженными, усиливая ритуалы сердца неистовыми импровизациями рубаи и газелями, воспевающими тоску».
Общеизвестно, что Мевляна покровительствовал музыке. Обители основанного им тариката мевлеви не только были духовно-просветительскими центрами, но и играли роль академий изящных искусств или консерваторий, внеся свой вклад в развитие турецкой музыки.
Ней – музыкальный инструмент, неотделимый от Руми.
Исламосфера
Источник:
Mehmet Gönül ‘MEVLEVÎLİK VE MÛSIKÎ’