Цвет в персидском искусстве: смесь эстетики, химии и астрологии

Цвет – это область персидского исламского искусства, которая мало изучена, хотя имеются литературные и материальные свидетельства о том, что представления о цвете играли значительную роль в создании разных изделий и их эстетической оценке, сообщает энциклопедия Iranica.


Если рассматривать роль цвета в персидском исламском искусстве в целом, то бросаются в глаза две противоречивые тенденции. С одной стороны, предпочтение отдавалось ярким цветам, таким как красный, бирюзовый и темно-синий, а также таким сильным контрастам, как между красным и белым или синим и желтым. В то же время детальные цветовые градации в изделиях из драгоценных камней и жемчуга, а также тонкие оттенки в оформлении рукописей свидетельствуют о том, что комбинированные цвета также ценились.

Слепой от рождения художник рисует цветами, которые никогда не видел.

Система цветовой символики, отмеченная в исторических текстах, основана на астрологии, когда конкретные цвета, во-первых, связаны с определенными небесными телами и днями недели и, во-вторых, с регионами мира или другими атрибутами. Сатурн был связан с черным цветом и субботой, Солнце – с золотом и воскресеньем, Луна – с зеленым цветом и понедельником, Марс – с красным цветом и вторником, Меркурий – с голубым цветом и средой, Юпитер – с желтым цветом и четвергом, Венера – с белым цветом и пятницей. Это влияло и на искусство. Например, иллюстрируя посещения Бахрамом Гуром семи принцесс в поэме «Семь красавиц» Низами, художники изображали одежду персонажей, архитектурную обстановку в цветах, соответствующих дню визита и его планетарному символу.

Бахрам Гур в бирюзовом дворце. Миниатюра 1524/25 года. Гератская школа. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Бахрам Гур в бирюзовом дворце. Миниатюра 1524/25 года. Гератская школа / Источник: Метрополитен-музей (Нью-Йорк)

Широко была распространена ассоциация солнца с золотом. Популярность золота и его символа, желтого цвета, при оформлении мебели и одежды, предназначенной для правителей, широко документирована в текстах. В некоторых случаях использование золотистых или желтых тканей считалось королевской прерогативой.

“Цвета Синда”: искусство пакистанских мусульман на выставке в Берлине.

Анализ текстов, описывающих драгоценные камни и металлы, показывает, что три материала считались самыми предпочтительными: рубины, жемчуг и золото. А комбинация в одном изделии всех трех являлась самой желанной. Бирюза играла более ограниченную, но все же значительную роль. Она ценилась за цвет и считалась талисманом удачи. Персам было известно о родстве между рубинами и сапфирами, и оба они часто обозначались одним и тем же термином “якут”. Рубины также ценились за их яркость, и считалось, что некоторые из них светятся в темноте. Жемчуг классифицировали по цвету, качеству поверхности и размеру. «Королевский» (шахвар) жемчуг был чистого молочно-белого цвета, как говорили, прозрачного, как капля воды, в то время как наименее ценившийся жемчуг имел «медный» (нохаси) цвет и тусклый блеск.

Ethnic costumes.

Украшение для волос из эмалированного золота с изумрудами и рубинами. Персия или Индия (19 в.) / Источник: pinterest.com

На протяжении всей истории для отделки зданий в Иране использовались одни и те же цвета, что, по-видимому, было основано как на практических, так и эстетических предпочтениях. Раскопки в средневековом Нишапуре показали, что отделка стен, будь то роспись или резьба, включала ограниченное количество цветов. Наиболее распространенными были минеральные пигменты: желтая охра, красный из киновари и синий из лазурита. Резьба, по-видимому, использовалась в основном для усиления ощущения глубины и объема. Внешние рамки окрашивали в светлые цвета, такие как желтый или белый, но фон был последовательно окрашен в темно-синий цвет. Красный цвет использовался для выделения рисунков и для оттенения синего. Зеленый цвет встречается редко и только на плоских поверхностях. Надписи часто наносили белым или коричневым цветом на фоне темно-синего грунта. Штрихи золотого, желтого или бирюзового цвета привлекают внимание к более сложным деталям.

Цветовая символика в исламской и персидской литературе.

Роль цвета в производстве рукописей была параллельна его роли в других видах искусства. Некоторые богато оформленные книги снабжались обложками, украшенными золотом, рубинами и бирюзой. В миниатюрах широко использовались пигменты, изготовленные из золота или серебра, а также из минеральных веществ, таких как лазурит. Большинство рукописей ранних веков демонстрировали ограниченную палитру: золотое освещение, черный или коричневый шрифт и красные или зеленые орфографические знаки на белом или светлом фоне. Постепенно изображение стало более красочным, с добавлением синего, белого и других оттенков. С XV в. стали использовать бумагу, окрашенную теми же красителями, которые применялись для тканей – это позволяло более разнообразно оформлять тексты.

Handmade Painting on Islamic Manuscript Of Persian Court With Gouache Artwork | eBay

Источник: ebay.com

Исламосфера

Комментарии