«Дамасский трамвай»: Золотой век в современной истории Сирии

Знаете ли вы, что в Дамаске трамвай существовал ещё за 100 лет до его появления в Дубае? В новой увлекательной книге Сами Мубайеда «Дамасский трамвай» прослеживается история его возникновения и значение для жизни общества города той эпохи.


Сами Мубайед – автор, связавший свою деятельность с изучением истории Дамаска. Он вновь демонстрирует свой выдающийся авторитет в знании блестящего прошлого Сирии в новой увлекательной книге под названием «Дамасский трамвай».

Старейшая населенная столица мира, в современности больше похожая на задымленную шумную пучину, когда-то была сверкающим, экологически чистым, в высшей степени современным городом, а ее бьющимся сердцем был столетний электрический трамвай – один из трех существовавших тогда во всем арабском мире.

Запущенная в 1907 году трамвайная линия Дамаска состояла из первых шести веток, которые были проложены по недавно застроенным пригородам, недалеко от исторических стен древнего города. Аккуратный на вид транспорт был характерной чертой утонченной жизни дамасского общества более 116 лет назад. Сегодня среди шума и суеты старой улицы Мутанабби все еще сохранились остатки железной дороги.

Айхам Ахмад – пианист на развалинах в Дамаске…

Напоминание о блестящем прошлом, на смену которому пришли «кашляющие» такси и микроавтобусы, извергающие удушающие газы, – скрытая дорожка длиной всего несколько метров, символизирующая то, чем была Сирия в ту эпоху. Трамвай более ста лет назад являлся культурным, усовершенствованным, полностью электрическим средством передвижения без громких раздражающих звуков, загрязнения дымом и ядами автомобильных выхлопов.

Сирия была безупречной и элегантной под эгидой бельгийской компании «Tanweer and Traction», а центральная площадь Аль-Марджа (Площадь мучеников) стала ядром современной дороги, разветвляющейся в разные части города, с двумя классами – первым и вторым, со скидкой для студентов.

Трамваи были уникальны и служили прекрасной альтернативой лошадям, ослам и повозкам, которые часто использовались богатыми семьями Дамаска для проведения особых мероприятий и званых обедов. Таким образом, средства передвижения были примитивными, пока в систему не вошел трамвай и не произвел целую революцию, дав древнему городу небывалое развитие всего за одну ночь. Жители Дамаска впервые увидели ход электрического трамвая в апреле 1907 года. Затем, в 1909 году, городские линии были расширены, а иммигрантская линия получила второе расширение в 1911 году в связи с электрификацией берлинских трамвайных линий в Германии. Дамасский трамвай на сто лет опередил дубайский. Это был третий арабский трамвай после Александрии (где трамвайное сообщение появилось в 1863 году) и Алжира (там трамваи стали ходить в 1898 году).

Культурная сокровищница Дамаска – библиотека Захирия.

В целом электроснабжение Дамаска и его улиц началось в апреле 1907 года, и электроэнергия вырабатывалась из вод реки Барада на электростанции в Думаре. Электростанция была расширена в 1909 году, затем компания сделала значительный прогресс в эпоху правления французов. Гораздо позже, в эпоху национализации, право собственности на компанию перешло к сирийскому правительству, и она стала известна как «Дамасская электроэнергетическая и трамвайная корпорация».

Сами Мубайед – историк, специализирующийся на современном Дамаске от позднего османского периода до создания Объединенной Арабской Республики в 1958 году. Он подчеркивает культурное значение железной дороги в жизни Дамаска. В своём интервью он рассказывает: «Дамаск всегда был консервативным обществом, но не отсталым, а замкнутым, из-за многовековых вторжений различных империй. Его предпринимательский класс всегда был открыт для взаимодействия с иностранцами и вёл торговлю с такими странами, как Китай и Япония. Новые идеи и изобретения поступали в город через этих торговцев, и еще больше их поступало от молодых сирийцев, которые покинули свой город в начале ХХ века, чтобы учиться в Стамбуле или в западных столицах, таких как Берлин, Париж и Лондон. Молодые люди активно знакомились с новым образом жизни и новыми политическими идеями, которые они привозили с собой на родину и пытались реализовать, будь то своими усилиями или же через политические партии, к которым они присоединялись в 1920-х и 1930-х годах».

Многие из этих новых идей были основаны на технологиях, таких как телеграммы, трамваи и электричество. В частности, трамвай принес мгновенные выгоды и изменил жизнь города так, как никогда раньше. Трамвайные пути связывали районы и стали ядром процветающего Дамаска с маршрутами в Аль-Мидан, Аль-Джиср аль-Абьяд и даже в сельские поселки Хараста и Дума в Восточной Гуте, расположенные вдали от самого города.

Конец эпохи старых кафе в Дамаске.

Историк описывает, как на пике своего развития в Сирии «возводились современные здания по образцу великих европейских городов, в которых проживали молодые сирийцы в течение первых тридцати лет ХХ века. Стало модным покидать свои просторные дома в Старом городе и жить в этих новых квартирах с высокими потолками и маленькими балконами. Довольно скоро автомобиль стал обязательным средством передвижения по этим новым районам, что в конечном счете привело к гибели и демонтажу дамасского трамвая к 1962 году».

Сами Мубайед также является соучредителем созданного в 2017 году Фонда истории Дамаска – неправительственной организации, целью которой является сохранение архивов и материальных объектов древнего города Дамаска. Сами всегда стремится подарить миру бесценную жемчужину – сирийскую историю, о которой часто забывают и недооценивают ее. Он рассказывает эти события, основываясь на ограниченных источниках и свидетельствах, которые очень сложно найти.

В предисловии к книге, написанном известным ливанским писателем Амином Маалуфом, выражено мрачное отношение к истории в регионе: «Одна из трагедий нашего Востока заключается в том, что социальная и интеллектуальная современность, которая сегодня кажется надуманной, начала циркулировать в жилах нашей молодежи, однако благодаря творческим первопроходцам удалось преобразить видение истории и пролить на нее свет истины. От мира к истинному маяку прогресса и цивилизации – вот что рассказывает нам Сами Мубайед в своей замечательной работе о Дамаске».

Трехмерный Дамаск в работах сирийского художника.

Исламосфера

Комментарии