Даруль-эльхан – первая музыкальная школа Османской империи

Открытый в 1917 году Даруль-эльхан стал первой музыкальной школой Османской империи. Обучение в нем было раздельным для девушек и юношей.
Предшественницей Даруль-эльхана стала открытая в 1914 году в Стамбуле Даруль-бедайи-и Османи – школа, где преподавали театральное искусство и музыку. Но она действовала только до марта 1916 года. Работа в этом направлении продолжалась, и, наконец, было решено открыть музыкальную школу под названием «Даруль-эльхан» с раздельным обучением для мужчин и женщин. Открытие нового учебного заведения, целью которого была подготовка учителей музыки, состоялось 1 января 1917 года. Для мужского отделения был выделен особняк на улице Февзие в Шехзадебаши, а для женского – другое здание в том же районе. Место, где оно располагалось, и сейчас носит название улицы Даруль-эльхан.
Даруль-маснави – учебные заведения, созданные для изучения “Маснави”.
И хотя в учебной программе уделялось внимание и западной музыке, акцент делался на традициях турецкой музыкальной культуры. В программе имелись такие предметы, как теория музыки, сольфеджио, турецкая религиозная музыка, усули (ритмические формулы в персидской, арабской и тюркской музыке устной традиции, которые повторяются в течение всего произведения – Исламосфера) турецкой музыки, турецкие музыкальные инструменты, гына (пение), а также виолончель, фортепиано, композиция и история музыки. Учеба длилась четыре года. Даруль-эльхан также занимался исследованиями музыки, фиксацией и публикацией музыкальных произведений и проведением фольклорных исследований.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr
В трудный период, последовавший после поражения Турции в Первой мировой войне, музыкальная школа была закрыта в течение нескольких лет, но после создания Республики в сентябре 1923 года она возобновила свою деятельность. При этом в ней были произведены структурные изменения и открыты два отделения – Алафранга (западной музыки) и Алатурка (турецкой музыки). Если в первом изучали такие инструменты, как фортепиано, виолончель, флейта, то на втором – каманчу, сантур, ней, танбур, уд, канун.
Женщины-музыканты Османской империи.
Этот период Даруль-эльхана был самым продуктивным. Помимо обучения, велась деятельность по публикации и исследованию разных музыкальных произведений, в первую очередь, турецких. Школа организовывала экспедиции в разные районы, собирая народную музыку. Велась активная печатная деятельность. В 1924 году было начато издание журнала под названием «Журнал Даруль-эльхана» (Dârülelhan Mecmuası) (1924 г.). Кроме того, под названием «Собрание Даруль-эльхана» («Dârülelhan Külliyâtı») начали публиковаться классические турецкие музыкальные произведения. Организовывались студенческие концерты, на которых исполнялись как восточные, так и западные произведения.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr
Изменение правила и программы обучения решением Департамента образования и дисциплины от 9 декабря 1926 года нанесло серьезный удар деятельности Даруль-эльхан по сохранению и пропаганде турецкой музыки. На основании этого решения соответствующее отделение было закрыто, а преподавание турецкой музыки прекращено. Вместе с этим в составе школы был создан Комитет по классификации и определению, перед которым ставилась задача фиксации турецкой музыки, в первую очередь, религиозной. Такая задача была вызвана, главным образом тем, что в тот период в Турции закрывались текке (суфийские обители), которые были центрами развития религиозной музыки, и существовала угроза потери этой части культуры. Произведения, записанные Комитетом под руководством Юсуфа Зии Демирджиоглу, впоследствии исполнялись на концертах, а также были записаны на пластинках.
10 форм музыки текке с примерами.
В 1927 Дарeль-эльхан был передан мэрии Стамбула и продолжил деятельность под названием Стамбульской музыкальной консерватории, а после – Стамбульской муниципальной консерватории.

Источник: osmanli.site
Исламосфера
Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi