Даруль-маснави – учебные заведения, созданные для изучения «Маснави»

Кроме Корана и хадисов, «Маснави» является единственным литературным произведением, для изучения которого создавались специальные учебные заведения.


Грандиозная эпико-дидактическая поэма Джаляледдина Руми «Маснави» оказала самое глубокое влияние на мусульманский мир. Составленная в форме поучительных рассказов, сопровождаемых нравоучениями, она пользовалась широкой популярностью даже среди простых людей, несмотря на значительный объем – около 50 000 стихов. Ее заучивали наизусть, в мечетях для проповедников стало традицией наряду с аятами и хадисами вставлять в свои речи стихи из «Маснави».

Акмалюддин Нахджувани – врач и государственный деятель, ставший учеником Руми.

Человек, который читал «Маснави», иногда – нараспев, разъяснял его, назывался «маснавихан». Во время жизни самого Джаляледдина Руми такой должности не существовало, большинство его учеников знали персидский язык. Но уже преемник Мевляны Хусамеддин Челеби начал читать «Маснави» со своими комментариями. Также он дал иджаза некоторым из своих учеников на такую деятельность. Читая «Маснави» на разных собраниях, маснавиханы переводили бейты, разъясняли их смысл. Эта должность требовала серьезного образования, так как помимо персидского языка необходимо было знание истории, религиозных наук, тасаввуфа. Маснавиханы присутствовали в обителях (текке) тариката мевлевия, больших мечетях, такие как Сулеймания в Стамбуле, дворцах правителей. Создавались специальные вакфы для финансирования этой деятельности. Дамад Ибрахим-паша, государственный деятель и великий визирь Османской империи (1718-1730), строя медресе и основывая вакфы для них, в качестве обязательного условия указывал, чтобы в них преподавали тасаввуф и «Маснави». Так «Маснави» стали изучать не только в текке и мечетях, но и в медресе.

پرونده:Masnavi-e ma'anavi (Spiritual Couplets) by Mowlavi (Jalal ...

Маснави-йи маʻнави: “Поэма о скрытом смысле” / Источник: commons.m.wikimedia.org

В XIX в. для обучения «Маснави» тем, кто не принадлежал к тарикату мевлевия, стали создаваться специальные учебные заведения – даруль-маснави или маснавихане. Лица, окончившие даруль-маснави, получив диплом (иджазу), становились маснавиханами. Следует отметить, что в исламском мире отдельные учебные заведения открывались только для изучения основных источников ислама – Коран и хадисов, они соответственно назывались Даруль-Куран и Даруль-хадис. Кроме них, такой чести удостоилось только «Маснави». Первое Даруль-маснави было открыто в 1844 г. в Стамбуле в текке Муллы Мурада Эфенди. На церемонии первого выпуска этого учебного заведения присутствовал сам султан Абдуль-Меджид. Он вручил подарки выпускникам.

Влияние Руми на Балканах.

File:Jalal al-Din Rumi, Showing His Love for His Young Disciple Hussam al-Din Chelebi.jpg

Миниатюра “Джалаледдин Руми проявляет любовь к своему юному ученику Хусамеддину Челеби” / Источник: en.wikipedia.org

Чаще всего даруль-маснави открывали состоятельные покровители тариката мевлевия. Наряду с этим их создавали и последователи других течений. Например, текке Даруль-маснави в стамбульском районе Фатих открыл шейх накшбайндийского тариката Мехмед Мурад Эфенди, который помимо прочего был известным маснавиханом своего времени.

Ней – музыкальный инструмент, неотделимый от Руми.

Даруль-маснави могли представлять собой целые комплексы. Например, уже упомянутое стамбульскоетекке Даруль-маснави в районе Фатих состояло из мечети, которая одновременно использовалась и как учебная аудитория, таухидхане (здания для проведения собраний поминания – зикр), комнат дервишей, ворот, библиотеки, фонтана, бассейна, кухни и помещения для принятия гостей. До нашего времени сохранилась только мечеть.

Мечеть Даруль-маснави в районе Фатих в Стамбуле / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Исламосфера

Комментарии