Дашиша: от простого супа до атрибута халифа

Дашиша, суп из злаков, фиников и мяса, получил распространение и приобрел социальную значимость во времена Пророка (мир ему), пишет Саид Мухаммад ас-Саид для İslam Ansiklopedisi.


Дашиша – это популярный на Аравийском полуострове суп, который готовят из перемолотого зерна, добавляя к нему мясо или финики. Существуют хадисы, в которых сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему) готовил это блюдо и время от времени приглашал своих сподвижников отведать его. С тех времен приготовление его и угощение им людей стало обычаем мусульманских халифов и султанов. Таким образом, он является одним из старейших видов пожертвования (садака), которое раздавали беднякам Мекки и Медины, и получил отдельное название – «дашиша Расулуллах» («дашиша Посланника Аллаха»).

Что ели на званом обеде во времена Пророка (мир ему)?

Со временем появился обычай отправлять в священные города пожертвования (садака) зерном для приготовления дашиши, хотя неизвестно, когда и кто стал это делать первым. Вместе с этим в первых суррах (караванах с дарами халифов Каабе), которые начали организовываться при аль-Муктадир би-Ллахе (908-932), уже присутствовало зерно. Позже мамлюкские султаны посвятили ряд областей и деревней в Египте, Шаме и Алеппо вакфам, готовящим дашишу для бедняков Мекки и Медины. Урожай, который собирали в этих деревнях, отправляли в эти священные города. Такое зерно называлось «захира». Другие деревни были превращены в вакфы, согласно уставу которых жители должны были готовить саму дашишу для бедняков. Чтобы отличить эти селения от тех, которые входили в другие вакфы, их называли «деревнями дашиши» или «деревнями вакфа дашиши», а зерно, выращиваемое для благотворительной дашиши именовалось «зерном дашиши» или «дашиша Двух священных городов». Когда вакфов, занимавшихся дашишей, стало много, они стали получать отдельные названия – «дашиша султана Чакмака» или «дашиша султана Каит-бая».

Источник: pinterest.com

Когда Аравийский полуостров захватили турки-османы, они не стали ничего менять в этом отношении. Вакфы и деревни дашиши в Египте, Шаме и Алеппо продолжили свою деятельность. Более того, султаны увеличили пожертвования зерном. Султан Сулейман I, например, выделил в отдельный вакф несколько деревень в Египте. Урожай с них шел на приготовление «дашиши султана Сулеймана».

К началу XVII в. вакфы Египта, Шама и Алеппо стали приходить в упадок. Эти процессы коснулись и тех их них, которые занимались дашишей. Стали возникать различные злоупотребления. С одной стороны, часть урожая деревень, входивших в них, стала выделяться соседним землевладельцам, с другой – деревни дашиши стали отдаваться в ильтизам*. Несмотря на это, еще в начале XX в. зерно для дашиши продолжало отправляться в Мекку и Медину.

Рифада – традиция кормления паломников в Мекке.

В период Османской империи, когда количество деревень, посвященных дашише, увеличилось, для управления всеми соответствующими вакфами был назначен особый чиновник – назир. Он считался главой вакфов дашиши в Египте, Шаме и Алеппо. Его обычно выбирали из государственных деятелей, таких как глава хаджа (амир аль-хадж) Египта, шейхуль-харамы* Мекки и Медины или представители египетской знати. После XVI в. деревни дашиши стали отдаваться назиру в ильтизам.

طريقة عمل دشيشة تونسية | سوبر ماما

Источник: supermama.me

Поскольку все управление деревнями дашише было передано назиру, египетские кашифы (правители отдельных округов), во владениях которых они находились, не могли вмешиваться в их дела. Эти деревни сдавались в аренду надежным людям, у которых не было долгов. Они назначались из числа знати провинций по предложению назира и утверждались Стамбулом. Назир впоследствии контролировал их деятельность и следил за состоянием земель вакфов. Он также отвечал за сохранность и содержание вакфа, сбор и своевременную поставку зерна, его качество. Когда новый назир вступал в должность, документы, связанные с деятельностью прежнего, проверялись. Если обнаруживали какой-либо долг или хищение, их немедленно взыскивали. Эта работа выполнялась под наблюдением государственного чиновника (чавуш) и кадия. С 1581 года бухгалтерия дашиши стала контролироваться диваном* Египта через казначеев провинций.

Ар-рашуф – зимнее блюдо бедуинов Иордании.

Доставка зерна дашиши в священный города осуществлялась в соответствии с определенным порядком. Назир должен был доставить 20 кораблей зерна, которые прибывали в порт Булака из Верхнего и Нижнего Египта. Управляющие вакфами в Шаме и Алеппо должны были отправлять урожай в определенном количестве в Египет назиру через кадия (главного судью). В присутствии бейлербея* и кадия Египта зерно дашиши передавалось капитанам кораблей, которые везли их в Джидду. Мэр Джидды, проверив записи капитанов и выдав им документ о том, что забрал у них груз, отправлял урожай на склады. Оттуда он уже поступал в кухни и благотворительные столовые (имарат), где готовили дашишу для бедняков Мекки и Медины.

Исламосфера


* Ильтизам – существовавшая в Османской империи откупная система взимания феодального натурального налога ашара и некоторых других налогов, при которой доходы от взимания налогов временно отдаются в откуп частным лицам за уплаченную, обыкновенно вперед, известную сумму.

* Шейхуль-харам – титул, присваеваемый известным ученым, преподающим в Масджид аль-Харам или Масджид ан-Набави, а также тем, кто отвечал за разные службы этих мечетей или управлял священными городами.

* Бейлербей – чиновник высокого ранга, наместник в мусульманских государствах в Средние века и Новом времени

* Диван – высший орган исполнительной, законодательной или законосовещательной власти в ряде исламских государств, а также титул руководителя данного органа.

Комментарии