Дастаны в персидской литературе
Иран известен своей богатой традицией дастанов, которые повлияли на весь мусульманский мир. Такие герои, как Рустам, вошли в литературу многих народов – от арабов и тюрок до грузин.
Создание дастанов началось еще в ту эпоху, когда персы и индийцы составляли единую индоиранскую общность в XV в. до н.э. Мигрировав на территорию современного Ирана, части этого народа принесли с собой свои старые эпосы. Вплоть до периода Аршакидов, парфийской династии, правившей в Персии с 250 г. до н. э. до 225 г. н. э. основу национального иранского дастана составляли мифология, исторические события, приключения героев общего периода с индийцами. В последовавший за ними период Сасанидов (225–651 гг.) интерес к дастану еще больше возрос. Сасаниды пытались записывать эпосы, чтобы, приведя Авесту в новую систему, возродить зороастризм и познакомить с ним окружающие народы. Большинство устных дастанов той эпохи основывались на этом собрании священных текстов. Авеста также сыграла важную роль в формировании более позднего иранского национального эпоса. В ней мы встречаем имена почти всех правителей и героев «Шахнаме» Фирдоуси, таких как Джамшид, Даххак, Фаридун, Эфрасияб, Сиявуш и другие, однако они иногда имеют совсем другой характер. Дастаны пользовались большой популярностью, особенно к концу сасанидского периода, а имена их героев распространились в народе. Такой интерес ускорил запись таких произведений, которые раньше передавались по большей части устно, при этом авторы придавали им свою интерпретацию.
Большинство нерелигиозных произведений, написанных на языке пехлеви в период Сасанидов и записанных в VIII-IX веках, продолжали пользоваться популярностью и в ранний исламский период. Многие из них были переведены на арабский язык, так как вызывали интерес и у арабов. Самый древний из них, дошедший до наших дней, – это «Йадигар-и Зарир», или «Аяткар-и Зариран», в котором рассказывается о войне двух людей по имени Эрджасб и Гуштасб. Он повлиял и на «Шахнаме» Фирдоуси. Другие подобные дастаны – это «Карнаме-и Ардашир-и Бабакан» об основании царем Ардаширом I династии Сасанидов, «Дастан-и Бахрам-и Чубин» о военачальнике и шахе Ирана Бахраме Чубине (590-591), «Китаб-и Пейкар» о войнах Исфандияра и иранцев с туранцами и другие.
Рустам в исламском литературе.
Помимо нерелигиозных произведений периода Сасанидов, сохранились и религиозные книги, содержащие эпические элементы. Это такие, как «Денкарт», в котором приводятся легенды о восстание Даххака против Джамшида, сведения о таких героях, как Гайоморт, Сиямак, Хушанг, мифы о сотворении мира и т.п. Еще один труд такого рода – «Бундахишн», охватывающий легендарную историю Ирана до периода Сасанидов.
Самым важным среди произведений периода Сасанидов, дающих историческую информацию, является «Худайнаме», ставший впоследствии источником для множества других работ. В этом труде, во многом основанном на Авесте и устных преданиях, представлены эпические сведения о древних шахах Ирана и событиях, произошедших во время их правления. Большую популярность этого произведения в исламском мире можно понять по тому, что оно было переведено на арабский язык. По мере того, как количество переводов со временем увеличивалось, оригинал на пехлеви был утерян. «Худайнаме» послужил источником для многих исламских историков и авторов, таких как Ибн Кутайба, Табари, Бируни и, конечно же, Фирдоуси.
Основываясь на произведениях периода Сасанидов, как переведенных на арабский язык, так и не переведенных, в исламскую эпоху были созданы многочисленные эпосы, такие как «Ахд-и Ардешир», «Вис-у-Рамин», «Шервин-у-Хузин», «Пирузнаме», «Аббас-и Бахман», «Бахтиярнаме». Иранские авторы, подражая «Худайнаме» и его арабским переводам, называемым «Сийар аль-мулюк» («Жизнеописания царей»), создавали героические эпосы, которые именовались «Шахнаме» или «Гаршасбнаме». Первым автором, написавшим работу на эту тему, является Абу-ль-Муаййяд Балхи. За ним последовали Абу Али Мухаммад ибн Ахмад аль-Балхи, губернатор Хорасана Абу Мансур Мухаммед ибн Абд ар-Раззак (ум. 961), Масуди-йи Марвази, Дакики. Произведение последнего автора под названием «Гуштасбнаме» осталось незавершенным, он успел написать только около 1000 бейтов. Но, используя его, Фирдоуси написал свое знаменитое «Шахнаме», некоторые сюжеты из которого позднее были взяты другими авторами, расширены и превращены в самостоятельные дастаны.
Анонсирована новая игра Prince of Persia: стоят ли за ее героями реальные исторические личности?
Помимо этого, существуют и исторические произведения на персидском языке, написанные в стиле дастана. Среди основных трудов такого рода – «Искандернаме» Низами Ганджеви (ум. 1214 [?]), подражающие ему «Айина-и Искандари» Хосрова Дехлеви (ум. 1325) и «Хираднаме-и Искандари» Джами, «Шахиншахнаме» Пайизи, в котором рассказывается о завоеваниях Аля ад-Дина Мухаммада Хорезмшаха (1200-1220), и другие. Под влиянием великого произведения Фирдоуси создавались «Шахнаме» для разных правителей Анатолии и Индии, таких как Сулейман Великолепный, Мурад III. «Вакаи аз-заман» рассказывает о Нур-Джахан Бегум (ум. 1645), могущественной жене императора Джахангира, а «Ашуб-и Хиндустан» – о войнах сыновей Шах-Джахана. Также можно упомянуть такие труды, как «Шахнаме Надири», в котором описываются завоевания Надир Шаха в Индии.
Помимо национальных дастанов создавались и религиозные. Их героями были выдающиеся деятели ислама, такие как Али (да будет доволен им Аллах), который со временем заменил героев национальных эпосов. Их сюжет иногда имел мало общего с реальными историческими событиями. Например, в «Хавараннаме» Мухаммада ибн Хусам ад-Дина (ум. 1470) описываются войны, которые Али (да будет доволен им Аллах) вместе с Аштаром и Абу-ль-Михджаном вел против Кубада, правителя восточной страны. В «Шахнаме-и хайрети» Хайрети (1546 г.) рассказывается о походах, возглавляемых Пророком (мир ему) и имамами. В составленном в 1662 году «Сахибкираннаме» неизвестного автора приводятся иранизированные легенды о дяде Пророка (мир ему) Хамзе (да будет доволен им Аллах). Он даже показан возлюбленным дочери шахиншаха из династии Сасанидов Хосрова I Ануширвана. «Дастан-и Али-йи Акбар» в форме дастана рассказывается история Хусейна, его сына Али Акбара и Касыма, сына Хасана (да будет доволен ими Аллах) и т.д.
“Шахнаме”: как доисламский эпос связывал Сефевидов с героическим прошлым.
Исламосфера
Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi