Дервиши Косово: сохранение традиций в эпоху современности

Косово – страна с мусульманским большинством. Религия, тем не менее, играет здесь второстепенную роль, сообщает Томас Фустер.


14 декабря 2001 года стал переломным для Абидина Шеху. До этого его жизнь мало чем отличалась от того, как проводили свое время другие молодые люди Призрена, города на юге Косово: он носился по улицам города на своем мотоцикле, тусовался на дискотеках и хотел стать диджеем. Но его намерениям не суждено было сбыться – в тот декабрьский день в возрасте 19 лет он стал главой ордена дервишей, резиденция которого вот уже девять поколений находится в Призрене.

Ответственность (и бремя) традиций рода становится очевидной, когда входишь в текке, центр ордена, в живописном старом квартале города – прямо у его входа стоят саркофаги прошлых шейхов, задрапированные зеленым бархатом.

Если эта многовековая традиция сохранится, то бренные останки Абидина и его сына однажды будут похоронены здесь же. Согласно обычаю местных дервишей, руководство общиной переходит от отца к сыну, из поколения в поколение.

Abidin Shehu Archives - Raporto Korrupsionin! KALLXO.com

Абидин Шеху / Источник: kallxo.com

Шейх Абидин производит впечатление беззаботного человека. Одетый в синие джинсы и зеленую толстовку, он садится в приемной текке и начинает рассказывать историю своей семьи. Она начинается в 1713 году, когда шейх Осман основал эту ветвь ордена халватия. С тех пор она продолжает свое существование, несмотря на все войны и конфликты.

Напротив приемной находится круглая молитвенная комната, украшенная восточными коврами и арабской каллиграфией. Здесь члены ордена собираются каждую неделю для своих религиозных ритуалов – зикра.

Но шейх Абидин – не только духовный наставник для своих последователей, насчитывающих 20 000 человек. Многое из того, что он делает, кажется очень мирским. Так как орден существует исключительно за счет пожертвований, Абидин также является чем-то вроде менеджера. Отвечая на вопрос о самом трудном решении, которое ему пришлось принять за последний месяц, шейх упоминает о взвешивании плюсов и минусов приобретения доли в садоводческой компании. Большая часть его дня отведена для приема посетителей, которые приходят к нему за советом, по разным частным вопросам – от частных (например, с кем вступить в брак) до экономических.

The Halveti's Tekke, Prizren - Tripadvisor

Текке ордена халватия в Призрене / Источник: tripadvisor.ru

В коммунистическую эпоху орден пережил нелегкие времена. Шейх Абидин говорит, что, хотя суфии официально не были запрещены, негласно их преследовали.

Например, если какая-то семья пригласила шейха на свадьбу, в тот же вечер их могли без видимой причины доставить в полицейский участок.

Деда шейха Абидина, который часто конфликтовал с коммунистами, власти не позволили похоронить в саркофаге в текке. Поэтому пришлось сделать это в другом месте. И только позже его останки были перенесены и похоронены рядом с его предками в соответствии с традицией.

Орден оставался в стороне во время Косовской войны 1998-1999 годов, поскольку суфии ратуют за пацифизм. Их либеральная трактовка Корана и взгляды не имеют ничего общего с убеждениями мусульман, придерживающихся более радикальных или политических интерпретаций ислама, таких как ваххабиты.

Category:Tekke of the Halveti tarikat in Prizren - Wikimedia Commons

Текке ордена халватия в Призрене / Источник: commons.wikimedia.org

Тем не менее, война никого не щадит. В Ораховаце, городе неподалеку Призрена и Гьякова, еще одном оплоте косовских дервишей, был убит пожилой шейх, разрушены пять текке, а библиотеки с ценными книгами сожжены дотла.

Сколько косоваров в настоящее время являются членами орденов дервишей, неизвестно. На это есть ряд причин. Во-первых, эта группа не указывается отдельно в опросах, во-вторых, отдельные текке, которых в стране более 50, ведут записи о числе последователей только своего собственного ордена. По некоторым оценкам, в целом, суфизма придерживаются до 5% населения Косово.

Между суфиями и последователи других течений ислама, особенно в Призрене, нет никаких конфликтов. Либеральная суфийская интерпретация ислама не встречает одобрения некоторых суннитских богословов, тем не менее, эти разногласия не выливаются в противостояние. Более того, война между албанцами и сербами не была принципиальным конфликтом между мусульманами и православными христианами.

Косовские албанцы определяют свою идентичность не через религию, а через язык. Как однажды сказал Пашко Васа, албанский писатель XIX века: «Религия албанцев – албанизм». Это в полной мере справедливо и сегодня.

The Dervishes of Kosovo

Источник: roadsandkingdoms.com

Согласно анализу Международной кризисной группы, относительно нерелигиозная среда в Косово является причиной того, что суфии играют здесь гораздо более важную роль, чем в любом другом исламском обществе региона. Хотя суфийские ордена есть и в соседних странах, а именно в Албании, Западной Македонии или в Прешевской долине на юге Сербии, непринятие косовскими албанцами навязывания им сугубо исламской идентичности или вовлечения религии в политику, возможно, только укрепило их терпимость к другим религиям и другим интерпретациям ислама.

Шейх Абидин излучает ауру спокойного человека, твердо стоящего на земле. Он считает свое положение в ордене не в последнюю очередь честной работой, свободной от всякого снобизма.

В отличие от Турции, где государство жестко контролирует религиозную среду, в том числе и суфиев, косовские ордена дервишей занимают прочное место в повседневной жизни их членов. Люди стучат в дверь шейха, спрашивают его совета, молятся вместе с ним и возвращаются к работе. Это создает узы, которые остаются сильными на протяжении многих поколений и выходят за национальные границы. Во время визита в текке мы встретили косовара, который уже много лет живет в Швейцарии. Он поведал нам, что, приезжая в свой родной город, в первую очередь, посещает текке.

Исламосфера

Комментарии