Дервиши – султаны в запыленных плащах

Дервиши, о которых создано множество легенд, эпосов, анекдотов, сказок, пословиц и идиом, на протяжении веков были важной частью социальной и религиозной жизни. В исламских странах их можно встретить и сейчас.


Слово «дервиш» уже с раннего периода исламской истории использовалось вместо арабского слова «факир» для обозначения аскетов и суфиев, но со временем приобрело иное, более широкое содержание. Имеющее персидское происхождение, оно означает «нуждающийся, бедный, нищий» и вошло в языки всех мусульманских народов.

Первые мусульманские аскеты и суфии придавали большое значение бедности. Это можно понять и из того факта, что такие суфийские авторы, как Абу Наср Саррадж, Мухаммад ибн Ибрахим аль-Калабази, Ходжа Абдуллах Харави, Абу Талиб аль-Макки и Абдулкарим аль-Кушайри посвящали этой теме отдельные главы в своих трудах. В первых суфийских произведениях на персидском языке, таких как «Шарх-и таарруф» аль-Мустамли, «Кашфу аль-махджуб» аль-Худжвири и «Табакат ас-суфийя» аль-Харави, слова «дервиш» использовалось как синоним слова «факир».

Первоначально слово «дервиш», как и «факир», употреблялось для обозначения как бедного человека, так и суфия. Последние предпочитали именоваться «бедными» в смысле осознания своей тотальной нужды в Аллахе. В этот период быть дервишем в одном случае означало богатство сердца и материальную бедность, а во втором – смертность, бренность.

Хирка: что символизирует плащ дервишей?

Источник: Дзен

В IX веке среди мусульман возникли две сильные духовные тенденции. Центром одной из них был Ирак, а очагом другой – Хорасан. Течение в Ираке, во главе которого стояли такие известные деятели, как Харис аль-Мухасиби, Сари ас-Сакати и Джунайд аль-Багдади, стало известно как суфизм. Придерживаясь принципов религиозности, его последователи также придавали большое значение внешнему виду, предпочитая особую одежду, отличавшую их от окружающих. Течение в Хорасане, во главе которого стояли Баязид Бистами и Хамдун аль-Кассар, получило название маламатийя, а его последователей называли малами или маламати. Они считали необходимым не отличаться от других людей по внешнему виду. Это привело к появлению двух типов дервишей. Если иракские суфии предпочитали «быть дервишами как в душе (батын), так и внешне (захир)», то хорасанские маламати – только «в душе». Эти два типа продолжали существовать на протяжении всей истории и сохраняются до сих пор.

В ранние периоды дервиши собирались вокруг обретших духовную мудрость (ирфан) шейхов, устраивая сохбеты (собрания) в мечетях, домах и особенно в специально созданных обителях, именовавшихся «завия». В те времена, вступив на путь дервиша, человек посвящал себя риязату, т.е. воспитанию своего эго (нафс), и муджадаля, т.е. борьбе с этим нафсом. Еда, разговоры и сон сводились к минимуму, а основное время уделялось поклонению поминанию Аллаха (зикр) и размышлениям (тафаккур). Человек старался контролировать желания нафса и предпочитать умеренность во всем, чтобы таким образом достичь духовной зрелости.

Еще одна особенность дервишей заключалась в том, что они странствовали. Во всех суфийских трудах подчеркивается значение такой практики. Некоторые дервиши отправлялись в путешествие, когда только вступали на путь суфизма, другие в период зрелости. Цель странствий заключал в том, чтобы, перенося трудности, воспитывать нафс, встречаться с учеными и благочестивыми людьми, наблюдать разные явления, показывающие величие Аллаха, и извлекать урок. По сути, быть дервишем – значит совершать путешествие из материального мира в мир духовный.

Тадж – корона дервишей.

К. Маковский, Дервиш. Этюд к картине 1876 года “Перенесение священноо ковра в Каире” /Источник: Государственный Русский музей, С.-Петербург

Дервиши вообще не заботятся о своем внешнем виде, одежда у них может быть грязная, волосы и борода длинные и неопрятные. Они считают, что внешне должны выглядеть уродливыми, чтобы их внутренний мир был красивым. Иногда такая неприглядная внешность была призвана скрыть истинную личность. Джалал ад-Дин Руми описывает дервишей как «султанов, скрытых под рубищем (хирка)». Самоотверженные и идеалистические дервиши той эпохи сыграли важную роль в распространении ислама.

Начиная с IX века в результате внешних воздействий стали возникать некоторые дервишские общины, учение и поведение которых были несовместимыми с сутью ислама. Эти общины, которые религиозные ученые называли «ибахи», не признавались и истинными суфиями. Такая ситуация привела к появлению двух типов дервишей, один из которых сунниты признавали, а другой отвергали. Первые именовались «ба-шер» (благие) и «хакики» (истинные), а вторые «би-шер» (дурные) и «сури» (суфии по виду).

Такие братства, как кадирия, рифаия, кубравия, шазилия, возникшие в XII и последующих веках, создали свой уникальный тип дервишей. Однако существовали и те, кто не принадлежал к определенному тарикату. Если образ жизни дервишей раннего периода имел свою философию, то позже появились такие, которые просто сделали своим заработком попрошайничество. С посохами, четками и кашкулями они ходили от двери к двери и просили милостыню, распевая гимны и играя на бубнах. Некоторые из них показывали какие-то чудеса и заявляли, что знают сокровенное (гайб). К попрошайничеству и жизни за счет милостыни иногда прибегали и истинные дервиши, но они использовали это как средство сломить свой нафс. Поэтому суннитские ученые и суфии резко критиковали тех, кто делал попрошайничество средством своего заработка. Было немало и невежественных дервишей, которые считали, что не связаны предписаниями и запретами ислама или утверждали, что религиозные обязательства с них спали, не видели никакого вреда в поступках, противоречивших моральным нормам и традициям общества, но, тем не менее, претендовали на звание святых, показывая некие фокусы, выдаваемые ими за чудеса. Этот тип особенно был распространен среди хуруфитов и бекташи. Хотя на Западе суфии ордена мевлеви получили известность как «кружащиеся дервиши», сами они называют дервишами только тех, кто достиг определенного уровня, получив титул «деде».

Крутящийся дервиш из Лондона.

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Исламосфера


­Источник:

Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Комментарии