Дева Мария, суфизм и фламенко: утерянные следы влияния мусульман в Испании
Сходство между суфийскими и католическими ритуалами возникло во время мусульманского правления в некоторых частях Пиренейского полуострова начиная с VIII века.
Дева Мария (Марьям) занимает уникальное возвышенное место в исламе, и любовь к ней является общей для ислама и христианства, особенно католицизма, хотя эта общность часто игнорируется. Обе авраамические религии называют Марию или Марьям матерью Иисуса, и обе почитают ее как одну из величайших женщин в своих традициях. Поэтому неудивительно, что на землях, исторически сложившихся домом для христиан и мусульман, существует традиция религиозной практики, общая для обеих конфессий, особенно в стране “сосуществования” (la convivencia) или Аль-Андалус.
Португальцы заново открывают мусульманское прошлое страны.
Название «Аль-Андалус» относится к совокупности управляемых мусульманами мини-исламских королевств на Пиренейском полуострове между 711 и 1492 годами н.э., границы которых постоянно менялись по мере христианского завоевания региона.
Христианский контроль над Испанией сменился жестокой и безжалостной инквизицией, которая началась в 1478 году и закончилась только в 1834 году. Руководители инквизиции стремились изгнать из Испании все, что считалось неиспанским или нехристианским. Многие из жертв этих нападений и расследований были коренными иберийскими евреями и мусульманами. Преследование этих групп сыграло важную роль в создании испанской идентичности, прочно укорененной в христианстве.
Скрытое мусульманское наследие Мадрида открывается миру.
Именно инквизиция заставила многих мусульман и иудеев уйти в подполье, превратив их в крипто-мусульман и крипто-иудеев – людей, которые внешне исповедовали католицизм, но тайно придерживались своих первоначальных религий. Примечательно, что именно в этот период принудительного сокрытия проявились многие обычаи, традиции и художественные стили, связанные с Испанией. Они включают архитектуру мудехар, которая доминирует в испанских городах. Выражение «мудехар» происходит от арабского слова «mudajjan», что означает «порабощенный» или «одомашненный», и относится к группе мусульман, оставшихся в Иберии после инквизиции.
Похожая ситуация наблюдается со знаменитым танцем фламенко, название которого, по мнению многих антропологов, этимологически происходит от арабского термина «falah mengu», означающего «бродячий крестьянин» на арабском языке. Фламенко в том виде, в каком мы его знаем сегодня, возникло в начале XVIII века, в разгар инквизиции в городах Нижней Андалусии, как объединение музыкальных традиций арабов, сефардских евреев и гитанос (цыган).
Возможно, отпечаток ислама, культуры арабов и инквизиции отразился не только на географических названиях и зданиях Испании, но и на самом религиозном настрое, который страна по иронии судьбы стремилась привить и сохранить.
Суфийские влияния. Одним из аргументов в пользу этого уникального религиозного характера являются его корни в суфизме – традиции внутри ислама, которая и по сей день преобладает в некоторых общинах Северной Африки. Суфизм характеризуется обрядовостью и эзотерикой. Священные места или учреждения известны как завия, и их периодически посещают группы верующих и братств, известных как тарикаты. Завии часто формируются вокруг могил суфийских учителей или святых прошлого. Ярким примером этого является посещение гробницы Сиди Бумедьена (Абу Мадьян) в Тлемсене (Алжир). Также стоит отметить, что Сиди Бумедьен был ключевым основоположником суфизма в регионе Магриба и родился в Ишбилии (Севилье), в Андалусии.
Исламский след в прошлом Португалии.
В историческом регионе Аль-Андалус вы можете найти похожие завии на всей его территории, а также встретить их аналогию в преданности многих андалузцев различным изображениям или почитанию Девы Марии. Некоторые исследователи Аль-Андалуса утверждают, что до захвата католиками места паломничества якобы принадлежали могилам суфийских святых.
Подобно суфийской традиции посещения гробниц, ромерия представляет собой паломничество, когда преданные верующие совершают пешее или конное путешествие в сопровождении прославленных караванов к определенному святому месту, часто преодолевая большие расстояния. Этот стиль также имеет убедительное сходство с тем, как были организованы суфийские тарикаты и завии в регионе, на что ссылается академик Франсиско Ботелла Мальдонадо в своей книге Las llaves escondidas de Al Andalus («Скрытые ключи Аль-Андалуса»).
Мосарабы – христиане мусульманской Испании.
Еще одним примером неразрывной связи между суфизмом Аль-Андалуса и его проявлениями в современной католической Испании является история Сан-Хуана де ла Круза (Святого Иоанна Креста) – испанского священника и мистика. Люси Лопес-Баральт, профессор Университета Пуэрто-Рико, предполагает, что на поэзию и учение святого Иоанна оказали непосредственное влияние мусульманские мистики, такие как андалузский ученый Ибн Араби. Эзотерическая поэма Иоанна «Восхождение на гору Кармель» и «Мекканские откровения» Ибн Араби пробуждают идею избавления себя от забот о нашей земной жизни и вместо этого приводят к осознанию, что только Бог является конечной истиной.
Сочинения святого Иоанна появились спустя столетия после Ибн Араби и подчеркивают ключевой принцип суфийского ислама «фана» (прекращение существования), который подразумевает подавление своего эго в поисках близости к Богу.
Слияние культур. Также значимым подтверждением влияния мусульманской культуры на данный регион является история «La Ermita de Nuestra Senora de las Angustias» (Эрмитажа Скорбящей Богоматери), основанного в 1720 году в прибрежном городке Нерха (Малага), по заказу очаровательной Бернарды Марии Альферес Веласко, которая вышла замуж за мужчину из богатой семьи Лопес де Алькантара. Альферес Веласко была крипто-мусульманкой и в результате подверглась беспринципному расследованию судами инквизиции в ходе скандала, который длился более двух лет. Ее земля и имущество были конфискованы, и она была вынуждена носить санбенито – одежду, используемую для обозначения еретиков во время инквизиции. В конечном итоге ей удалось избежать казни.
Сицилийцы имеют генетическое родство с исламским миром.
Но возникает вопрос, зачем мусульманке строить часовню, посвященную Деве Марии? Некоторые утверждают, что она просто следовала указаниям и влиянию своего мужа, Лопеса Энрике, могущественного христианина на исходе своих лет, который скончался в 1713 году. Бернарда, возможно, нашла одновременно и утешением, и формой маскировки проявление преданности Деве Марии, которое она могла примирить со своей собственной исламской верой. Учитывая, что почитание Иисуса как Сына Божьего противоречит таухиду, или единству Бога в исламе, почитание Марии, возможно, не было для мусульманки столь же святотатственным. Таким образом, Аль-Андалус не принадлежит исключительно мусульманам или арабам, но продолжает отражать уникальность современноой испанский религиозной идентичности.
Исламосфера