Дочь халифа Сокото и ее женское движение «Ян Тару»

Сегодня ислам часто обвиняют в нарушение прав женщин. Однако с точки зрения Ислама, превосходство одного человека над другим не имеет ничего общего с полом, а связано исключительно с богобоязненностью. Примером благородного отношения к женщине является деятельность шейха Османа ибн Фодио, основателя халифата Сокото (на территории современной Нигерии) в 1809 г. Он и его дочь Нана Асмау бескорыстно служили во благо людей.


Осман ибн Фодио открыл по некоторым данным от 19 073 до 25 000 мусульманских школ, в которые было зачислено 143 312 человек. Эти данные свидетельствуют об уровне приверженности халифата образованию, особенно в том, что касается женщин.

Приобретение знаний в халифате Сокото является обязательным для всех. Улемы пользовались большим уважением, а студенты, изучавшие исламские науки и разные языки, пользовались поддержкой. Многие отправлялись за пределы халифата в поисках знаний. Ничего подобного сегодняшнему альмаджири тогда не существовало.

Выдающиеся женщины “Золотого века” мусульманской цивилизации.

Одно из наиболее очевидных достижений реформы проявилось в семье шейха. Нана Асмау, его дочь, написала десятки стихотворений, которые внесли значительный вклад не только в образовательное и моральное совершенствование женщин, но также и мужчин. В честь празднования Международного женского дня не лишним будет вспомнить об этой выдающейся женщине.

Картинки по запросу

Джин Бойд. “Сестра халифа” / Источник: kobo.com

Она родилась в 1793 году и получила хорошее образование от своего отца. О ее личности Беверли Б. Мак и Джин Бойд написали в своей книге “Джихад одной женщины”: “.. активно участвовала в политике, образовании и социальных реформах, была плодовитым писателем, популярным педагогом, известным ученым и интеллектуалом … во время войны она была очевидцем сражений, о которых сообщала в своих письменных работах … Выдающийся писатель, Асмау была хорошо образована, говорила на четырех языках (арабском, фула, хауса и тамашек) и была уважаемой ученой, которая поддерживала связь с мусульманскими учеными по всему Африке”. Асмау написала множество книг, адресованных самым разным слоям населения – от ученых до неграмотных людей.

Марьям аль-Устурлаби: женщина-ученый или погаснувшая звезда?

Несмотря на то, что Асмау считается известной ученой, о ее жизни сохранилось не так много данных. Известно, что она является автором стихов, а также пяти сочинений на арабском языке. Одно из ее произведений – это «Путь благочестивых» (1820 г.), посвященное нравственности.

Очень важной частью ее деятельности были женские образовательные занятия, проводимые в рамках движения “Ян Тару”. Занятия, которые первоначально проходили в ее комнате, впоследствии превратились в образовательное движение, в рамках которого женщины из окрестных деревень, получившие образование, затем, в свою очередь, учили других, что привело к значительным социальным реформам. Благодаря деятельности этого движения, обучение женщин и детей продолжалось и после смерти Асмау в 1864 г.

Картинки по запросу

Источник: tehrantimes.com

Профессор Юсуф Адаму, специалист по истории халифата Сокото, привел список из 56 избранных работ Наны Асмау, которые классифицируются по следующим темам: эсхатология – 18; политика – 8; работы, посвященные женщинам – 12; история – 18; семья – 12; здоровье – 4; халифат и идеализм – 4; теология – 4, шариата и женщины – 4; женщины и бори (африканская традиционная религия) – 4; теология – 8.

Мастура Ардалан – первая женщина-историк на Ближнем Востоке.

Вопреки непрестанной критики ислама со стороны Запада в отношении прав женщин, религия уделяет особое внимание морали и воспитанию женщин, которые вырастают и становятся матерями, поскольку моральный стандарт каждого общества в значительной степени зависит от его женщин. Поэтому им следует оказывать более широкую поддержку и просвещение, с тем чтобы они могли играть более значительную роль в развитии социальной, экономической и политической сфер.

Исламосфера

Комментарии