Дорбозлик – узбекское искусство хождения по канату

Узбекское национальное искусство хождения по канату “дорбозлик” или “дор ойин” имеет древнюю историю. В этом жанре циркового искусства  канатоходцы-дорбозы, выступая перед зрителями, демонстрируют умение удерживать равновесие в неустойчивом положении на канате, пишет Полат Тошканбоев.


Предполагается, что это искусство появилось на Востоке около 2,5 тысячи лет назад, а затем распространилось по всему миру. Канат изначально подвешивали низко, а упражнения были простыми. Со временем стали строить все более высокие конструкции, а номера усложнялись. Выступления дорбозов сначала проводились на открытых пространствах, базарных и ярмарочных площадях, но с конца XVIII в. они стали исполняться на цирковой сцене и стали неотъемлемой частью циркового искусства, получив новый виток развития.

Что средневековые мусульманские медики говорили о смехе?

Дорбозлик имеет долгую историю в Узбекистане. Согласно некоторым источникам, зрелищные выступления на канате устраивались во дворце Амира Тимура, а также во всех крупных городах Узбекистана, таких как Кува или Асака. Также узбекские канатоходцы гастролировали в Китае, Индии, Афганистане, Иране. Есть информация, что в XVIIIXIX веках они демонстрировали свое мастерство в России. Во время своих выступлений дорбозы, двигаясь по натянутому на высоте 25-30 метров канату, показывают разные номера с шестом, бегают вперед и назад, прыгают, привязывают к ногам нож или поднос, а также ходят вслепую, надев мешок или горшок на голову. Канатоходцы, любимцы народа, довольно часто были великими танцорами. Особо выделялось искусство симдора – танца на натянутом канате с завязанными глазами, когда танцор надевает на ногу медные котлы, жонглирует горящими факелами, ножами, конструкцией из чайников с горячим чаем и пиалами, поставленными друг на друга и закрепленными на голове и т. д. В этом жанре исполнитель трюков использует разного рода танцевальные движения, подпрыгивания, скольжения, приседания, движения плеч и других частей тела. Представления с участием канатоходцев сопровождали выступлениями танцоров, кызыкчи (клоунов), аскиячи (острословов), традиционными цирковыми номерами, такими как хождение на ходулях, фокусы, акробатика, эквилибристика, жонглирование, дрессированные медведи, змеи, обезьяны, лошади, козлы и т.д.

Источник: dimaxgroup.uz

В XX в. большой вклад в развитие узбекского искусства дорбозлик внесла известная династия канатоходцев из Асаки, родоначальником которой стал Ташкенбай Эгамбердыев. Использование страховочных средств позволило создавать новые сложные номера с участием двух, трех и даже четырех людей. Например, дорбоз шел по канату, неся на плечах еще одного или даже двух, перепрыгивал через сидящего на канате другого канатоходца и т.п. Такие сложные номера появились в 1950-х и 1970-х годах. Их исполняли труппы под руководством Шокирджона Тошканбоева, Одамбоя Иброхимова, Усмонжона Нишонбоева, Эргаша и Хакимжона Парпиевых, Касыма Абдуллаева, Джораходжи Норходжаева. Сегодня традиции дорбозов продолжают команды Юнусали Газиева, Ноибжона Хакимова, Толкина Болтабоева, Ахаджона Муродова, Ахаджона Набиева, Анвара Мойдинова. В целях развития и популяризации искусства дорбозлика в Узбекистане регулярно проводится конкурсы канатоходцев.

Ходжа Насреддин: реальный человек или воплощение народной сатиры?

После обретения республикой независимости узбекские дорбозы демонстрируют свое искусство в разных странах мира. В составе республиканского объединения «Узбекский государственный цирк» выступают труппы канатоходцев под руководством Олимжона, Тахира и Мурада Тошканбоевых «Узбекистанские дорбозы» («Oʻzbekiston dorbozlari»). Они обогащают традиции древнего искусства художественными средствами современного цирка.

Исламосфера

Комментарии