Дорогами памяти: звук ваззы в Судане знаменует начало сбора урожая
Вазза – это традиционный суданский инструмент, похожий на рог, пишет портал Albawaba.
Юсеф Исмаил проживает в окруженной пышными полями деревне Восточный Ганис в южном суданском штате Голубой Нил. Сейчас мужчина занят тем, что изготавливает традиционный инструмент, похожий на рог, который из поколения в поколение использовался на празднествах по поводу начала сезона сбора урожая. Называется он ваззой.
Мужчине уже 70 лет, и этому ремеслу он научился у своих родителей. «Мы каждый год делаем новые ваззы», – говорит Исмаил о духовом инструменте, длинна которого часто превышает рост взрослого человека.
Он собирает тщательно нарезанные и промытые куски местной тыквы конической формы и складывает из них длинную трубу с колоколообразным концом, которая издает яркий и громкий праздничный звук.
Халва – традиционные учебные заведения Судана.
Юсеф Исмаил объясняет, что в Восточном Ганисе, как и в некоторых других общинах Голубого Нила, ваззу используют на празднествах по поводу начала сбора урожая, который обычно начинается в ноябре после сезона дождей.
Сельское хозяйство является основным сектором экономики в Судане, стране с населением 45 миллионов человек и одной из беднейших в мире. По оценкам ООН и Всемирного банка, около 43% рабочей силы в стране занято в сельском хозяйстве, что составляет 30% экономики.
Как рассказывает другой местный житель, Ахмад Идрис, после того как в июле в результате столкновений из-за земельных угодий в штате Голубой Нил погибло более 120 человек, именно звук ваззы на устроенных празднествах возвестил о прекращении насилия.
Мохаммед Солиман, профессор музыки в Суданском университете науки и технологий говорит, что об истории ваззы известно немного. Вместе с тем такая труба «тесно связана с ритуалами, совершаемыми общинами Голубого Нила».
Суданский художник раскрывает забытую историю рабства ХХ века.
51-летний доктор Дафалла аль-Хадж Али Мустафа, основатель и генеральный директор Центра традиционной музыки Судана и доцент кафедры музыки и драмы в Омдурмане, отводит ваззе особое место. Он рассказывает, что эти инструменты, которые особенно распространены среди этнических фанджей на юге страны, различаются по размеру, некоторые достигают двух метров в длину.
Размер инструмента определяет его диапазон тембров. Музыканты с ваззами разной длины образуют музыкальные группы численностью до 13 человек. Как объясняет Мохаммед Солиман, лидер группы «обычно играет на самом маленьком инструменте». Некоторые музыканты используют рога животных, постукивая ими по своей ваззе.
Юсеф Исмаил, сам являющийся участником группы ваззы, выражает надежду, что будущие поколения продолжат эту традицию. «Мы научили наших детей изготавливать этот инструмент и играть на нем. Они сохранят его живым после того, как мы уйдем», – говорит он.
Суданец вырастил тропический сад, чтобы просвещать молодежь.
Исламосфера