Дороги к знаниям: научные путешествия в мусульманском мире

В классический период исламской истории знания получали не из книг, а непосредственно от наставников. Даже если книги и использовались, их необходимо было читать с учителем. Поэтому путешествия были неизменной частью образования. Благодаря им взыскующие знаний не только увеличивали свои познания, но и расширяли кругозор, пишет Юсуф Сами Камадан.


Создавались даже работы, посвященные методам таких путешествий в поисках знаний. Например, «Аль-Канун фи ахкам аль-ильм ва-ль-алим ва-ль-мутааллим» марокканского ученого маликитского мазхаба аль-Йуси. Также ученые составляли книги, в которых описывали свой опыт странствий. Например, суфий и хадисовед родом из аль-Кудса (Иерусалим) Ибн аль-Кайсарани (ум. 1113) в своих мемуарах под названием «Аль-Мансур» писал, что проходил пешком не менее 20 фарсахов (около 100 км) в день, совершая путешествие в поисках знаний.

Правовед шафиитского мазхаба, кади аль-кудат (главный судья), литератор и поэт Абу Хасан аль-Джурджани (ум. 1002) так много времени провел в пути, что в источниках его называют «подобным Хидру».

Исламские ученые о ценности знания.

Cevherî’nin Kitâbü ʿArûzi’l-varaka adlı eserinin ilk iki sayfası (Âtıf Efendi Ktp., nr. 1991)

Первые две страницы книги Джаухари “Аруз аль-вуркати” / Источник: Âtıf Efendi Ktp

Знаменитый суфий и поэт Фарид ад-дин Аттар (1145-1221), павший мучеником от рук монголов, совершил поездки в Ирак, Дамаск, Египет, Мекку, Медину, Индию и Туркестан, пока не поселился на свой родине в Нишапуре.

Ахмад ибн Ханбал (780-855), основатель ханбалитского мазхаба, родился в Багдаде. И хотя этот город в то время был одним из центров религиозных знаний, ученый совершил поездки в Куфу, Басру, а также в Мекку, Медину, Дамаск, Алеппо и Джазиру.

Такие путешествия были очень важны, в частности, в науке хадисов. Доходило до того, что тех ученых, кто не отправлялся в путь ради знаний, подвергали порицанию. Например, таких хадисоведов, как Абу Исхак ибн Куркул (ум. 1174) и Ибн Хуррам (ум. 913) называли «раххаль» («путешественник»), так как они много странствовали. В то же самое время Абу Фараджа ибн Джаузи (ум. 1201) критиковали как недостаточно путешествовавшего в поисках знаний.

Рихля: путешествие в поисках знаний.

Ebû Zeyd el-Belhî’nin Mesâlihu’l-ebdân ve’l-enfüs adlı eserinin unvan sayfasıyla ilk sayfası (Süleymaniye Ktp., Ayasofya, nr. 3740-3741)

Аль-Балхи “Масалих аль-абдан ва аль-анфус” / Источник: Süleymaniye Ktp

Как сообщает знаменитый сирийский хадисовед аз-Захаби (1274-1348) в своей посвященной заучиванию наизусть хадисов книге «Тазкират аль-хуффаз», Абд аль-Карим ибн Мухаммад ас-Самани посетил около 100 религиозных центров исламского мира, а число ученых, у которых он учился, приближается к 7000.

Подобные путешествия могли быть как индивидуальными, так и групповыми. Например, хадисовед аль-Джаузаки (ум. 998), родившийся в деревне Джаузак в Нишабуре, совершал странствие вместе со своим дядей, который тоже был ученым, занимавшимся хадисами. Причем некоторые отправлялись в путь совсем юными. Знаменитый толкователь Корана, историк, хадисовед и правовед ат-Табари (839-923) совершил свое первое путешествие, когда ему было 12 лет. Его странствия длились пять лет. Он очень хотел встретиться с Ахмадом ибн Ханбалом, но по пути в Багдад, куда он отправился ради этого, его настигла весть о смерти этого выдающегося ученого. Тогда он снова продолжил свои странствия, получая знания у разных наставников. А совершать подобные путешествия ученые могли до самой старости. Например, андалузский хадисовед и суфий аль-Уклиши (1092-1155) умер в городе Кус в Египте, когда возвращался из своего последнего странствия.

Невоспетые хранительницы знаний: женщины-ученые исламского мира.

Ebü’l-Hasan el-Âmirî’nin el-İʿlâm bi-menâkıbi’l-İslâm adlı eserinin unvan sayfasıyla ilk sayfası (Râgıb Paşa Ktp., nr. 1463)

Аль-Амири. “Аль-и’лям би минакиби-ль-ислам” / Источник: Râgıb Paşa Ktp

Источники, к которым обращались ученые, не ограничивались только мусульманскими. Как гласит хадис, «Знание и мудрость – это потерянное имущество мусульманина. Он возьмет его там, где найдет». Поэтому мусульмане стремились получить знания из самых разных источников. Медик и философ Абд ал-Латиф аль-Багдади (ум. 1231), покинув свой родной Багдад, жил в Мосуле, Дамаске, Иерусалиме. Позже от отправился в Египет, где учился у известного еврейского философа Маймонида (1135-1204).

Была налажена целая система, в рамках которой люди, стремившиеся получить знания, перемещались как с запада на восток, так и с востока на запад.

Абд аль-Гафир аль-Фариси (1059-1135), хадисовед, правовед шафиитского мазхаба и историк, родился в Нишапуре. Ради получения знаний он направился на восток, а не на запад, совершив путешествия в Газни, Индию и Хорезм.

Великие ученые прошлого ожили на интерактивной выставке в Мекке.

Ferîdüddîn Attâr’a ait Pendnâme’nin ilk ve son sayfası (Köprülü Ktp., nr. 396)

Фарид ад-дин Аттар. “Книги совета” / Источник: Köprülü Ktp

Филолог, правовед и хадисовед Ради ад-дин ас-Сагани (1181-1252) родился в Лахоре, который сейчас находится на территории Пакистана. В поисках знаний он побывал в таких местах, как Мекка, Медина, Йемен, Багдад и Могадишо.

Путешествия ради получения знаний совершали не только мужчины, но и женщины. Например, Ситт аль-Вузара (ум. 1316), которая родилась в Дамаске, посетила разные центры исламского мира, обучаясь у разных учителей. Такие женщины не только учились сами, но и давали уроки тем, кто приходил к ним. Хадисовед ас-Силяфи (1085-1180), который 18 лет провел в пути, обучался у около 600 наставников, среди них были и шесть женщин.

В то время путешествия сопрягались с немалыми трудностями. В источниках сообщается, что Замахшари (1075-1144), автор знаменитого тафсира «аль-Кашшаф» имел деревянный протез, так как отморозил ногу во время путешествия.

Необычные смерти ученых исламского мира.

Şemseddin es-Sehâvî’nin el-Kavlü’l-bedîʿ fi’s-salâti ʿale’l-Habîbi’ş-şefîʿ adlı eserinin ilk iki sayfası (Süleymaniye Ktp., Çorlulu Ali Paşa, nr. 138)

Шамс ад-дин ас-Сахави. “Аль-кавл аль-бади фи-с-саляти аля-ль-Хабиби-ш-шафи” / Источник: Süleymaniye Ktp

Ученые совершали путешествия не только с целью получения знаний по философии или исламским наукам. Аль-Джаухари (940-1008), лексикограф арабского языка и автор словаря «Тадж аль-луга ва сихах аль-арабия» по происхождению был тюрком. Первоначальное образование он получил в своем родном Отраре, а затем отправился в Багдад. С целью сбора материала для своего словаря и изучения тонкостей арабского языка он посетил Аравийский полуостров, где жил среди племен рабиа и мудар.

Андалузский ученый-агроном Тигнери (ум. после 1110 г.) совершил поездку в восточные исламские страны, чтобы улучшить свои знания методов ведения сельского хозяйства и сельскохозяйственной продукции. Вернувшись в Гранаду, он привез с собой богатую коллекцию, которую собрал во время своих путешествий.

Исламская энциклопедия турецкого Диянета – уникальный источник знаний.

Исламосфера

Комментарии