Дракон в сельджукском искусстве

В тюркской мифологии дракон воплощал положительные качества, такие как мощь и сила, а также олицетворял различные природные явления. С другой стороны, он мыслился и как демоническая сущность и символ зла.


Самые ранние изображения дракона в тюркской культуре появляются в искусстве Центральной Азии. В символическом и космологическом плане они имели общие черты с драконами из Китая, откуда и были заимствованы.

В искусстве сельджуков эти животные по большей части изображались в стилизованном виде – с длинным переплетенным телом, с крыльями или без них. Они обычно имеют заостренную голову, треугольную пасть, большие глаза и часто рога. Иногда у них наличествуют две или даже несколько голов. На некоторых изображениях хвост венчает еще одна голова, которая кусает тело.

Источник: okuryazarim.com

Нет сомнений в том, что такая фигура на разных архитектурных памятниках несла в себе символические смыслы. Согласно древним среднеазиатским верованиям, небесной сферой управляет пара драконов. Поэтому изображения таких животных, которые часто украшали крепости, караван-сараи, дворцы, больницы и надгробья, возможно, символизировали движение, гармонию, порядок, Вселенную или небо.

Как и в китайском искусстве, у сельджуков дракон был символом плодородия. Такой же смысл несла в себе композиция из двух противостоящих голов драконов, между которыми был помещен круг, символизирующий Луну, голова человека или быка. Такое можно увидеть на рельефах караван-сарая Каратай в Кайсери.

Источник: okuryazarim.com

В искусстве сельджуков изредка встречаются краны для воды в виде голов драконов. Возможно, здесь есть связь с дождем, воплощающим плодородие. Например, такое можно увидеть в фонтанах Чёртен и Хатун Хан в Кайсери.

Источник: okuryazarim.com

Композиция с головой быка посреди двух противостоящих драконов также считается символом плодородия из-за ассоциации фигуры быка с небом.

У сельджуков мы видим множество примеров, когда дракон изображается вместе с древом жизни. Часто головы драконов, выходящих из корней дерева, открытой пастью направлены верх к ветвям. В медресе Чифте Минарели в Эрзуруме (конец XIII века) такая композиция заключает в себе космологические смыслы. Здесь пара драконов под древом жизни, с одной стороны, символизирует подземное царство и ад, а с другой, эти животные выступают охранниками древа.

Источник: okuryazarim.com

Также распространена композиция, изображающая драконов вместе с двуглавыми орлами. Часто кончики крыльев или хвосты птиц при этом заканчиваются головой дракона. Здесь это животное интерпретируется как стихия, угрожающая власти, которую символизирует орел.

Фигура дракона на зданиях также была призвана защитить от зла, предотвратить болезни и принести исцеление. Вероятно, поэтому ее изображение встречается на больницах эпохи сельджуков, например на портале Даруш-шифа в Чакыры. Здесь можно провести параллели с греческой культурой, где змея была символом Асклепия, божества медицины.

Источник: okuryazarim.com

Драконы часто изображались на надгробиях. Считается, что в этом случае они символизировали смерть и вечность души. Например, такие рельефы можно увидеть на надгробьях кладбища Ахлат в провинции Битлис.

Источник: okuryazarim.com

Драконы очень редко изображались в одиночестве, чаще всего они составляли композицию с другими фигурами. Одиночные драконы обычно крылатые, с переплетенным телом и хвостом, оканчивающимся еще одной головой. Часто они кусают свое тело. Такое изображение можно увидеть на двух каменных рельефах, выставленных в музее медресе Индже Минарели в Конье.

Источник: okuryazarim.com

Дракон временами выступал как символ зла. В боевых сценах, особенно созданных под влиянием суфизма, он предстает побежденной стороной. Хотя в доисламском тюркском искусстве дракон считался благоприятным символом, сцена борьбы с ним широко изображалась в исламский период (возможно, из-за иранского и византийского влияния дракон считался воплощением зла). Например, такие сцены можно увидеть на надгробии кладбища Боялыкёй в Афьоне и в Музее исламского искусства Турции.

Источник: okuryazarim.com

Исламосфера

Комментарии