Древнее гончарное ремесло в Ираке вынуждено конкурировать с китайским ширпотребом

Тысячелетняя история гончарного искусства может затеряться в современном мире информационных технологий. И все же находятся люди, которые сохраняют давние традиции, не давая кануть в небытие богатой ремесленной культуре мусульманских народов. Один из них – 45-летний гончар из Ирака Адель аль-Кауваз, который всеми силами пытается сохранить это ремесло, пишет Rudaw.


Семья Кауваза, известная своим мастерством на всю округу, занимается гончарным делом вот уже более 200 лет, добывая глину у озера Наджаф. Свои работы они подписывают сокращенно «кауз». Кувшины Аль-Кауваз сушит на солнце, а потом не менее 15 часов держит в горячей печке.

Еще в эпоху Шумерского царства глиняная посуда была в каждом доме. Так что гончарное ремесло в этом регионе имеет очень глубокие корни. Из глины изготавливали как кувшины и вазы, так и стены домов и печи. Первые письменные записи древних шумеров – клинописи – были высечены на глиняных дощечках. Но сегодня, когда появилось множество альтернативных материалов, спрос на изделия из глины ручной работы практически сошел на нет.

Этот художник сделал гончарное искусство средством борьбы с предрассудками об исламе.

«В Ираке, одной из самых жарких стран мира, глина была незаменимой. Глиняные кувшины использовались для охлаждения воды и сохранения пищи. Их ставили в тень или подвешивали. Некоторые иракцы даже хранили в них свои драгоценности» – рассказывает гончар.

Гончарные ремесленники в те времена имели очень хороший доход, потому что их продукция пользовалась широким спросом. Все хозяйство в иракском домашнем хозяйстве было связано с глиняной посудой.

Даже в конце прошлого века, в период правления Саддама Хусейна, глиняные горшки и кувшины были очень востребованы. Когда население Ирака стало жертвой международных санкций, глиняная посуда стала буквально спасением для них. Ведь бытовая техника была недоступна, поэтому народ использовал традиционные глиняные изделия.

Традиционный тандыр – больше, чем атрибут древней культуры.

«Доходы большинства семей не позволяли им купить холодильник или морозильную камеру для хранения продуктов и охлаждения воды, поэтому большинство использовали глиняную посуду», – говорит Адель аль-Кауваз.

Тогда его семья продавала кувшины чуть ли не оптом, иногда изготавливали тысячи изделий в неделю, которые скупали жители всей провинции. Но сейчас времена изменились. За год с трудом удается продать сотню, а при очень удачном раскладе до 200 глиняных изделий. Жители выбирают теперь более дешевые аналоги, которые привозят из-за рубежа или иные контейнеры, скупаемые в других регионах Ирака.

Иран поставил мировой рекорд по количеству городов, известных своими традиционными ремеслами.

«Они покупают пластиковые контейнеры, ввозимые из Китая, поэтому наши продажи сильно упали», – говорит гончар, сидя в своей мастерской, тоже сделанной из глины и покрытой пальмовыми листьями. Сейчас он делает вазы только по специальным заказам.

Маленькие кувшины стоят всего 2 500 динаров или около 2 долларов, а большие котлы, объемы которых достигают до нескольких десятков литров, продаются по 15 000 динаров.

Еще один гончар, Хайдар аль-Кааб пытается возродить и сохранить традиции изготовления глиняных печей. «К глине нужно добавить тростник, красный песок и шерсть. Потом нужно дать глине отдохнуть в течение двух дней, и только затем приступить к работе», – объясняет он особенности работы с глиной.

Турецкий мастер написал все 30 джузов Корана на дереве для самой большой мечети страны.

Хотя глиняные печи и не столь популярны, все же есть люди, которые предпочитает готовить хлеб только в них. Несмотря на то, что сейчас доступны электрические и газовые плиты, Умм Хайдар консервативна в своем деле. «Вкус хлеба, запеченного в традиционной печи не сравнится с тем, что получается при выпекании в современной духовке», – говорит она.

Македонский ювелир обучает людей Корану прямо у себя в магазине.

В свои 60 лет она носит традиционный черный халат, покрывающий ее с головы до ног. Как и ее предки, она придерживается вековых традиций за исключением одного – она не сама построила свою печь.

Хоть и гончарное дело не пользуется спросом, ремесленники Ирака надеются на лучшее и верят, что смогут сохранить свою культуру и традиции.

Исламосфера

Комментарии