Душа и тело в исламской медицине

Взаимность между душой и телом представляет собой один из основных принципов мусульманской медицины. Мусульманские врачи проявили огромный интерес к объяснению влияния этих двух аспектов человеческой сущности друг на друга и использованию его для оптимизации лечения, пишет Полин Кетчет.


В арабских средневековых медицинских текстах для обозначения психологического измерения человека чаще всего использовалось слово нафс «душа». Интеллектуальные способности, которые формируют наше понимание «разума», составляют лишь часть того, что передавалось средневековыми понятием «душа».

“Лечение души, исцеление сердца”: вклад средневековых мусульман в клиническую психологию.

По мнению арабо-исламских врачей, общее функционирование организма демонстрирует взаимность между сочетанием темперамента, с одной стороны, и психологическими состояниями, с другой. Это причина того, что первичные качества (другими словами, смесь горячего и холодного темперамента с одной стороны, и сухого и влажного с другой) оказывают сильное влияние на характер индивида. Если сочетание темпераментов горячее, человек бывает подвержен гневу, если холодное, то он бывает боязливым и медлительным. И наоборот, чувства влияют на телесное равновесие. Сильные эмоции (аль-адат ан-нафсанийя), такие как гнев, печаль, беспокойство, страх и удовольствие, относятся к восьми «неестественным» факторам, на которые можно воздействовать, чтобы изменить сочетание темпераментов. В своем «Введении в искусство медицины» описывая эти факторы, ар-Рази объясняет: «Сильные эмоции, такие как гнев, приводят в движение врожденное тепло, направляя его к поверхности тела. Гнев – это название волнения души по отношению к человеку, которому [душа] стремится отомстить, и это [подобно] кипению крови и сильному возбуждению, исходящему от холерической способности, находящейся в сердце. И наоборот, печаль – это название слабости души, когда она впадает в отчаяние из-за чего-то. Желание сразу приводит в движение тепло, направляя его к поверхности тела. Беспокойство приводит его в движение иногда к внутренним частям тела, а иногда и к внешним. Удовольствие постепенно приводит тепло в движение по направлению к поверхности тела».

Внутри больницы Аргун в Алеппо, где были установлены водные объекты. Мягкий звук воды успокаивал разум. Архитектурные особенности этой больницы 14 века отражают тщательное внимание к потребностям пациентов / Источник: muslimheritage.com

Учитывая взаимность души и тела, врач всегда должен уделять особое внимание эмоциональному и духовному состоянию своего пациента. Афоризм, приписываемый ар-Рази, гласит, что «врач, даже если у него есть сомнения, всегда должен убеждать пациента в том, что он выздоровеет, поскольку состояние тела связано с состоянием ума». Следует избегать грусти и беспокойства. Музыка, развлечения, такие как игры и охота, а также приятная компания – все это может способствовать лучшему выздоровлению. Некоторые мусульманские врачи сообщали об использовании психосоматических приемов как части самого лечения. Например, в своем трактате «О меланхолии», Исхак ибн Имран пишет о меланхоличном пациенте, живущем недалеко от Кайруана, который считал, что у него нет головы. Врач заставил его надеть диадему из свинца. В результате больной понял, что голова у него есть. В другой истории, которая, по-видимому, представляет скорее литературный топос, чем реальный случай, персидский царь Кабус ибн Вушмагир послал за Ибн Синой, чтобы вылечить одного из своих заболевших родственников. С помощью хитроумных расспросов Ибн Сина диагностировал в нем влюбленность.

Аз-Захрави – великий мусульманский хирург.

Персидская миниатюра 16 века, изображающая Ибн Сину (Авиценну) у постели пациента, страдающего от влюбленности (ʿишк). По мнению арабо-исламских врачей, общее функционирование организма демонстрирует взаимность между сочетанием темперамента, с одной стороны, и психологическими состояниями, с другой / Источник: muslimheritage.com

Исламосфера

Комментарии