Джабалка и Джабалса: мифические города суфиев

Мифические города Джабалка и Джабалса выступали в суфизме выражением разных смыслов, пишет профессор Сулейман Улудаг в İslam Аnsiklopedisi.


В источниках они именуются Джабалк-Джабалс, Джабарка-Джабарса и Джабаркийа-Джабарсийа. Это два больших города, окруженных стенами. Каждый имеет 1000 или 10 000 ворот, охраняемых стражами. В них живет многочисленное население, но эти люди не ведают о существовании Адама и его потомков. Джабалка и Джабалса располагаются в волшебной стране. Согласно преданиям, эти города принадлежат упоминаемым в Коране народам: один адитам, другой самудянам.

Подтверждают ли глиняные таблички из Эблы сообщения Корана?

Как сообщается, эти города упоминал в разговоре внук Пророка Мухаммада (сав) Хасан (р.а.), когда отказывался от власти в пользу Муавии.

Источник: wafyapp.com

Джабалка и Джабалса выступают в суфизме выражением определенных смыслов. Вторая из стоянок, которые должен преодолеть путник, следующий по пути тасаввуфа (салик), отказавшись от всех связей и ограничений, называется Джабалса, а последняя – Джабалка. Персидский философ, создатель философии ишракизма Шихаб ад-дин Сухраварди пишет, что города Джабалка, Джабалса и Хуркалья находятся в восьмом климате (географической зоне), в мире образов (алям аль-мисал). Согласно персидскому суфию и поэту Мухаммаду ибн Яхъе ал-Лихиджи, до прихода в этот мир души находятся в мире Джабалка, а после смерти – в мире Джабалса. А так как один из них располагается на Востоке, а второй на Западе, то, согласно этому смыслу, эти стороны света и являются местом восхода и захода душ. Но Джабалка изысканнее, чище, светлее Джабалсы, ибо до прихода в земной мир души были чистыми.

Пещеры Семерых спящих отроков.

Согласно другой трактовке, Джабалка и Джабалса представляются неким межмирьем, местом перехода из одного мира в другой. Джабалка – переход между миром скрытого (алям аль-гайб) и чувственно воспринимаемым миром (алям аш-шахадат). В нем пребывает образ всего, что существует в земном мире. Это «машрик» – место восхода всех бытийных сущностнй. А Джабалса – это бытие человека, являющееся местом проявления и божественных имен, и всех истин, связанных с материей. Все, что восходит на востоке из Божественной сущности (зат-и илахи), то заходит и исчезает на западе, в бытие человека. Поэтому существовали представления о том, что Джабалка находится на востоке, а Джабалса – на западе.

«И в Джабалке, и в Джабалсе, Аллах есть везде», «Если ты вместе с Аллахом, то нет разницы, где находишься – в Джабалке или Джабалсе», – писали суфийские поэты. Эти строки выражают бесконечность божественного бытия и говорят о том, что Аллах вне всех целей.

Картинки по запросу

Источник: unesco.nl

Исламосфера

Комментарии