Джинны в исламском искусстве
Согласно вероучению ислама, джинны – это разумные существа, которые обладают свободой воли, как и люди, сообщает сайт Islam and Science Fiction.
Согласно вероучению ислама, джинны – это разумные существа, которые обладают свободой воли, как и люди. Однако, в отличие от нас, они сотворены из бездымного огня. Предполагается, что джинны также исповедуют разные религии, как и люди, например, христианство, ислам, иудаизм, индуизм и даже атеизм. Они живут в невидимом мире, который можно рассматривать как параллельное измерение, сосуществующее с нашим. Джинны – достаточно частый мотив исламского искусства. Обычно их изображали в виде человекоподобных существ со зверинами чертами, т.е. практически так же, как представляли злых духов, бесов, демонов в других культурах. Вот некоторые из подобных иллюстраций.
Джинны, которые вызывают зубную боль. Османская рукопись XVIII века
72-я сура Корана также называется «Джинн». В ней сообщается, что Мухаммад и Муса (мир им!) были пророками и для джиннов. Иблис пытался сбить их с прямого пути. Услышав чтение Корана Мухаммадом (мир ему), джинны уверовали в него.
Джинн из иллюстрации к «Шахнаме» Фирдоуси
Миниатюра эпохи Великих Моголов, изображающая Сулеймана (мир ему) с джиннами, ангелами, животными и птицами. Джинны были в подчинении у этого пророка. Об этом сообщается в разных аятах Корана: «Мы подчинили Сулейману ветер, который утром пролетал месячный путь и после полудня пролетал месячный путь. Мы заставили для него течь источник меди. Среди джиннов были такие, которые работали перед ним с дозволения его Господа» (ас-Саба, 34/12).
Иллюстрация к «Семи красавицам» Низами, изображающая одного из героев, купца Махана, в пустыне джиннов, сражающегося с драконами.
Изображение джинна в стиле Сиях Калама, созданное Мухаммадом Таки.
Миниатюра Мухаммада Сиях Калама, изображающая джинна. Творчество этого персидского художника конца XIV – начала XV вв. отличает то, что стиль его технически совершенных миниатюр совершенно не типичен для персидской живописи. Считается, что он испытывал сильное влияние китайского искусства и техники. Его рисунки охватывают различные культуры: иранскую, тюркскую, китайскую, монгольскую. Их отличает экспрессия и драматизм. Джинны – один из распространенных мотивов творчества этого художника. Кроме того, Сиях Калам изображал сцены из кочевой жизни, дервишей, шаманов, разных монстров.
Иллюстрация из средневековой исламской рукописи, изображающая Рустама, сражающегося с джинном.
Иллюстрация к «Хамза-наме» или «Дастан-е Амир Хамза» – эпическому сочинению о подвигах и приключениях дяди Пророка Мухаммада (мир ему). На ней Арган Див приносит Хамзе сундук с доспехами.
Иллюстрация к «Чудесам сотворенного и диковинки вещей» Закарии аль-Казвини (XIII в.). Это своего рода энциклопедия, в которой приводятся как научные сведения, такие как сведения о звездах, минералах, растениях, животных, так и религиозные истины – единство Аллаха, ангелы и т.п. В разделе, посвященном живым существам, Закария аль-Казвини наряду с животными рассматривает людей и джиннов.
Иллюстрация к «Книге чудес». Это произведение представляет собой персидскую рукопись XIV в., составленную и, возможно, иллюстрированную Абд аль-Хасаном аль-Исфахани. Она включает в себя тексты по астрономии, астрологии, геомантии и другим темам.
Изображение джиннов из «Книги чудес века». Это иллюстрированный манускрипт на персидском языке, хранящийся в Сент-Эндрюсском университете в Шотландии. Изготовлен, он вероятно, в Индии в XVII или XVIII в. Дат, имени художника или переписчика в рукописи нет. В отличие от других изображений, джинны здесь не демонизированы – они представлены как некие живые существа, которые играют со своими детьми, прогуливаются, едят.
Исламосфера