Джинны в разных религиях и культурах

Концепция джиннов в исламе во многом напоминает представления доисламского арабского общества. Между тем вера в неких невидимых сверхъестественных существ, духов, имелась практически во всех религиях и культурах, пишет Сурейя Шахин для İslam Ansiklopedisi.
Как считали древние арабы, в камнях, деревьях, колодцах, пещерах и других подобных местах живут некие сверхъестественные существа, способные влиять на человека. Ангелы и часть джиннов являются добрыми представителями царства духов, а шайтаны и другая часть джиннов – злыми и вредными. Считалось, что джинны могут принять облик различных животных, в первую очередь змей, предпочитают жить в укромных и темных местах, насылают болезни, а вселяясь в людей, делают их безумными.
Но такая вера в невидимых сверхъестественных существ не является специфичной для арабов. Она существовала на протяжении всей истории человечества и имелась практически во всех религиях. В разные эпохи и в разных регионах добрым и злым джиннам давали свои названия. Иногда их обожествляли или отводили им место второстепенных божеств. Если в иудаизме и христианстве существует некоторая путаница в отношении этих существ, в доктрине ислама четко разработаны концепции Аллаха, ангелов, сатаны, джиннов и пророков.
Древние ассирийцы и вавилоняне верили в существование злых духов, переняв эти верования у шумеров. Соответственно, они называли их шумерским словом «эдимму». Как считалось, это были души умерших, не погребенных должным образом. Они преследуют людей, и для их изгнания использовались различные средства.
Ассирийцы и другие народы семитского происхождения делили джиннов на разные виды. Например, утукку были злыми духами, которые жили в морях, в горах, на кладбищах, в пустыне, устраивая ловушки на людей. Галлу представляли собой бесполые существа, рабису, скрываясь, преследовали людей, а лабарту были джиннами женского пола. Чтобы защититься от зла подобных духов на шею вешали амулеты. Семитские народы, помимо джиннов, не похожих на людей, также верили в джиннов, имеющих вид полулюдей. Последние были злыми и делились на три вида: лилу, лилиту и ардат лили. Первые из них считались джиннами мужского пола, а остальные два – женского.

Источник: dcmp.org
У древних египтян не существовало такой разработанной веры в джиннов, как у ассирийцев или индийцев. В Древнем Египте джинны считались врагами Ра и имели вид диких животных, змей, ящериц или черных людей. Согласно описанию в Книге мертвых, эти существа, особенно имеющие вид змей, крокодилов и обезьян, могли посещать Царство мертвых. Древние египтяне верили, что они вызывают такие болезни, как безумие и эпилепсия, а колдуны используют их, чтобы посылать неугодным им страшные сны и причинять вред людям и животным.
У древних греков существовала вера в даймонов, которые считались второстепенными божествами. Вместе с этим, как и люди с ангелами, они рассматривались как существа, созданные Богом, среди которых есть добрые и злые. Позже значение этого слова изменилось, и оно стало обозначать злых духов, которые преследуют людей, причиняют вред телу или разуму, заставляют совершать дурное. Это оказало влияние на христианскую концепцию демонов. В Древнем Риме существовали представления о «гениях» – так называли духов или души мертвых. В конечном итоге это название закрепилось за джиннами, охраняющими дом или какое-то место.
Вера древних славян в духов и джиннов сохранилась до наших дней. Как считается, эти существа насылают разные сны, болезни, охраняют дома, связаны с природой. Древние кельты верили в добрых и злых духов. Помимо духов мертвых, в германской мифологии также упоминаются души, которые во сне и в состоянии транса отделяются от человека и причиняют кому-то вред. Также германцы верили в духов, охраняющих дома, живущих в реках, ручьях, колодцах, лесах, в горах и т.п.
Тема духов и джиннов была разработана и в Китае. Китайцы верили в куэй (джиннов) и шэнь (духи или боги). Куэй – это души людей и животных, которые после смерти перешли из видимого царства в невидимое. Считается, что они могут принимать облик человека или животного, чтобы обмануть живых и причинить вред. Сверхъестественные существа, обитающие в горах, реках, скалах, деревьях и т.п. также обозначаются словом куэй. У японцев также есть поверья о невидимых существах, духах животных и людей, призраках и джиннах. Как считалось, они вредили людям, принимая вид духов животных, таких как лиса, барсук. Для их изгнания используются различные методы.
Нусайбин – город Салмана Фариси и джиннов.

Источник: Общественное достояние
В Индии с древнейших времен существует мифы о богах и невидимых существах. В Ведах, древнейших индийских священных текстах, они делятся на две группы – добрые, живущие на небе, и злые, живущие в пещерах и под землей. Последние приносят болезни, страдания и смерть животным и людям и могут преследовать души людей даже после их смерти. Можно заявить, что в верованиях индийцев смешались понятия ангел, джинн, бог. Например, такие второстепенные божества, как рибху, помощники Индры, и апсары, небесные девы, напоминают ангелов. Им противостоят божества низшего ранга асуры, демоны пани, ракшасы, пишачи, бхуты, напоминающие по описанию злых джиннов.
В буддизме существует вера в Мару, демона-искусителя. Считается, что он может принимать форму человека или животного. Из всех религий Индии концепция главного злого существа существует только в буддизме.
Зороастрийские боги древнего Ирана, называемые дэвами, в мусульманской традиции считались джиннами. Само учение зороастризма носит дуалистический характер – в нем имеется концепция Ахура Мазды, Бога-творца, которому противостоит Ангра-Майнью, олицетворение зла.
Согласно доисламским верованиям тюркских народов, весь мир полон духов, а горы, озера, реки всегда являются живыми. Эти духи делятся на добрых и злых. Добрые духи, находящиеся в распоряжении бога Ульгена, помогают людям, а злые, которыми командует Эрлик, владыка подземного мира, насылают зло и болезни на людей и животных.
Виды джиннов в исламской традиции и фольклоре.

Источник: Библиотека музея-дворца Топкапы (Стамбул)
До вавилонского изгнания вера в джиннов и злых духов не играла большой роли в жизни израильтян. Однако под влиянием внешних влияний, особенно дуалистической системы верований Ирана, в иудаизме стали различать добрых и злых сверхъестественных существ, а среди последних стали выделять злых духов и джиннов. У евреев рассказы о джиннах, по-видимому, распространились в религиозной литературе после вавилонского изгнания. В более поздних священных текстах, апокрифических трудах и народных агиографиях, особенно в мистической традиции, называемой каббалой, джинны изображаются как существа, не имеющие форму и подобные теням. У них есть имена и свои обязанности. Булучи наполовину ангелами, наполовину людьми, как считалось, они живут в пустынных местах, посылают людям разные бедствия и сбивают их с пути к Богу. Таким образом, благодаря иранскому влиянию, джинны стали рассматриваться как существа, подчиненные дьяволу, главе злых сил.
В традиции, связанной с Аггадой, были выдвинуты различные предположения о происхождении джиннов. Например, заявляется, что они созданы Богом в сумерках вечера первой субботы, являются потомками Адама от Лилит или падших ангелов, вступивших в близость с женщинами. Согласно еще одной версии, они сами являются падшими ангелами.
После XVII века в иудаизме возникли представления о существах, известных как диббук, которые не упоминаются в более ранних текстах. Это души умерших злых людей, которые из-за своих грехов обречены оставаться на земле и вселяются в людей. Изгнание диббука требует особых религиозных обрядов.
Важными концепциями иудаизма являются изгнание сатаны с небес, превращение его в главу злых духов, а также представление о том, что он был побежден Михаилом и небесной армией. Еще один джинн, которого включили в свое вероучение иудеи эпохи Иисуса, – это Вельзевул, который в Новом Завете назван князем демонов.
Аль-азаим – наука управления джиннами.

Источник: katz.sas.upenn.edu
Концепция злых духов в христианстве представляет собой смесь иудаизма, манихейства, гностицизма, греко-римских верований, иудейских апокрифических и апокалиптических традиций. Как сообщается в Старом Завете (Бытие, 6/2-4), когда ангелы вступили в запретные отношения с дочерьми человеческими, то у них родились дети, которые и образовали племя злых духов. Согласно авторам Нового Завета, из них произошли сатана и джинны под его командованием. На самом деле в апокрифических еврейских текстах сатана постепенно становился олицетворением зла. Он отождествляется с упоминаемым в 3-й главе Книги Бытия 3меем только в Новом Завете. Там же на него возлагается вина за искушение первой пары людей в Эдемском саду, приведшее к изгнанию их и его оттуда.
Хотя в Новом Завете говорится, что бесы (джинны) были богами язычников (Послание к Коринфянам, 10/20), также заявляется, что они являются источником телесных и духовных болезней (Матфея, 12/28; Луки, 11/20). Согласно Новому Завету, бесы проникают в человека и вызывают болезни; их можно изгнать из тела только поминанием имени Бога.
Несмотря на все это, кажется, что в раннем христианстве больше внимания уделялось ангелам и душам, а тема джиннов почти не затрагивалась.
С течением веков практика использования демонов и бесов для колдовства в христианском мире росла. Начиная с XII века они стали изображаться в христианстве как причина всевозможных несчастий, бедствий, наводнений, личных страданий и смерти. На IV Латеранском соборе было объявлено, что бесы и неверующие будут подвергнуты вечному наказанию вместе с дьяволом. В XV и XVI веках вера в бесов и демонов достигла своего пика, кроме того, в Европе, а затем и в Америке большое внимание уделялось ведьмам и колдовству. Христианские реформаторы также приняли веру джиннов. Однако в результате научных достижений в протестантских странах эта тема уже не привлекала такой интерес. Вместе с этим изгнание бесов по-прежнему практикуется в некоторых христианских церквях.
Ахмад Набиль – “охотник за джиннами” из Иерусалима.
Исламосфера