Эбру: от прошлого к настоящему
Эбру в прошлом считался не самостоятельной отраслью искусства, а вспомогательной и использовался для оформления книг и разных объектов, связанных с письмом. Поэтому с исчезновением рукописей он стал приходить в упадок. Но современная эпоха вдохнула в него новую жизнь.
Эбру, техника рисования на поверхности воды с последующим переносом изображения на бумагу или другую твердую основу, имеет древнюю историю. Известно, что в государстве Сельджуков и Османской империи оформленный таким образом тип декоративной бумаги широко использовался, занимая важное место в политической и административной жизни. Главным образом, его применяли для украшения переплетов книг. Многочисленные образцы рукописей, декорированных подобных образом, можно увидеть в музеях Турции. Расцвет классического эбру пришелся на XVII век. Он стал известен на Западе, где его называли «турецкой бумагой» и «турецкой мраморной бумагой». Со временем листы, оформленные эбру пастельных и светлых тонов, стали использоваться для написания государственных документов и в официальной переписке. Наряду с эстетической ценностью, это преследовало и вполне практическую цель – предотвращение подделок. Также с помощью эбру оформляли махфаза (футляры для хранения драгоценностей), кубуры (пеналов, внутри которых хранили письменные принадлежности), футляры для указов и т.п.
С распространением печатных книг эбру потерял свою актуальность и стал приходить в упадок. Но современная эпоха вдохнула новую жизнь в это древнее искусство. Мехмед Неджмеддин Окьяй (1883-1976) начал создавать эбру с изображением цветов, таких как тюльпаны, гвоздики, Мустафа Дюзгюман (1920-1990) – с изображением ромашек, а Недим Сёнмез (род. 1957) – целые картины на основе эбру. Благодаря этому в этой технике стали создавать самостоятельные произведения, и оно стало отдельной отраслью искусства. При этом, модернизуя это искусство, художники стремились сохранить его суть.
Кроме этого, помимо бумаги, эбру стали наносить на такие материалы, как дерево, ткани, керамика, плитка, кожа, войлок. Это позволило применять его для оформления самых разных объектов, таких как посуда, обои, шарфы, галстуки, шторы. Также в наши дни эбру используется даже в качестве фона в фильмах. Самым известным примером этого является «Звездный путь» (2001).
Али Бурхан Эрсан, который наносит эбру в современном абстрактном стиле на такие поверхности, как холст и стекло, Осман Шимшек, который работает с тканями и кожей и создает дизайны для крупных модных показов, – это всего лишь двое из множества художников, которые сегодня модернизуют это древнее искусство. Они заявляют, что в каждом случае эбру имеет свою красоту. Какой бы ни была основа, на которую он наносится, его сущность сохраняется.
Исламосфера