Эдирнекари – искусство, которому 500 лет
Искусство резьбы и декорирования по дереву родом из турецкой провинции Эдирне существует практически 500 лет, пишет Абдуллах Огузханоглу.
Помимо того, что Эдирне в XVII веке был политическим центром Османской империи, он также заслужил славу центра искусств и ремесел. Находясь на перекрестье культур, город испытал влияние разных цивилизаций. Переработав их, он сыграл свою роль в появлении нового стиля, являющегося связующим звеном с прошлым. По названию провинции эта техника стала именоваться «эдирнекари» – «промысел Эдирне». Также ее называют «турецким рококо».
Деревянные изделия в стиле эдирнекари можно разделить на три группы:
а) резные изделия;
б) инкрустированные изделия;
в) окрашенные изделия.
Минакари – иранское искусство, которому 5000 лет.
Область применения этой техники достаточно широка. Можно привести несколько примеров:
· Оформление потолков
· Шкафы для постельных принадлежностей (юклюк)
· Угловые шкафы
· Футляры для письменных принадлежностей
· Полки
· Сундуки
Каты – забытое искусство времен Османской империи.
Этой техникой оформлялись также и разного рода коробки с крышками и ящики, широко использовавшиеся в быту.
Значительное влияние на эдирнекари оказали стили барокко и рококо. Поэтому геометрические узоры в нем использовались мало, зато были широко распространены растительные мотивы – как правило, это тюльпаны, гиацинты, гвоздики, тарелки или корзины с фруктами, круги, арки и звезды.
Еще один повторяющийся мотив эдирнекари – это букеты. Обычно они изображались на переплетах и дверцах шкафов. Букеты представляли собой натуралистические изображения тюльпанов, гиацинтов и других цветов, обвязанных лентой или стоящих в вазах.
Считается, что переплеты книг стали оформляться в технике эдирнекари под влиянием иранских мастеров. Другим фактором, способствовавшим развитию такого направления этого искусства было производство особого вида толстых и тонких тетрадей с лакированным переплетом. Такие тетради изготавливали в Эдирне, продавали по всей стране и даже экспортировали в другие страны.
Из Турции в Лувр: украденные произведения искусства.
Среди самых выдающихся мастеров эдирнекари можно назвать Юсуфа Мисри, Хаджи Омера, Мехмета Вехби, Али эль-Ускудари, Хашима Деде, Бенди эр-Рахима, Мехмета Шерифа, Дервиша Али, Шахсуварзаде Дервиша.
Для изготовления эдирнекари после отшлифовки поверхности ее покрывают грунтовкой из смеси церуссита и крахмала. Затем наносится фоновый цвет (зеленый, светло-голубой, коричневый, грязно-желтый), рисуются контуры узоров, затем они раскрашиваются. Когда работа высохнет, ее покрывают специальным лаком.
Отдельные части орнамента могут быть рельефными. Рельефы создавали с помощью порошка нута, смешанного с шеллаком, а иногда из смеси гипса и шеллака. После засыхания их покрывали сусальным золотом.
Самые красивые образцы эдирнекари можно увидеть в музее Эдирне и дворцовом музее Топкапы. Отдельного внимания в этом отношении заслуживают личные покои султана Ахмета III. Красивейшим образцом эдирнекари, выполненным с использованием классических узоров, является махфиль (возвышенное место в мечети, с которого муэдзин произносит азан) в мечети Селимие в Эдирне.
Исламосфера