Эпос “Деде Коркут” включен в список нематериального наследия ЮНЕСКО
Эпические сказания Деде Коркута, столетиями бытующие в культуре тюркских народов, вошли в список нематериального наследия человечества ЮНЕСКО, сообщает Hurriyet Daily News. Деде Коркут, известный также как Коркыт-ата – это поэт-песенник IX века, чьи предания обрели популярность у многих тюркских народов. Наследие Коркута является неотъемлемой частью общей культуры туркмен, азербайджанцев, турок, казахов и других тюркских народов.
С совместной инициативой о включении дастана “Деде Коркут” в список нематериального наследия ЮНЕСКО выступили Азербайджан, Казахстан и Турция.
Коркуту приписывают 12 героических легенд и сказок, впоследствии оформленные в единое произведение под названием «Книга деда Коркыта». Также он является автором 13 музыкальных композиций, ставших классикой и передававшихся из уст в уста на протяжении многих поколений. Каждый рассказ имеет свой уникальный сюжет, но неизменно главным героем выступает один и тот же человек – Коркыт-ата.
Лейли и Меджнун: вечная история любви.
В тюркском мире он этот полумифический поэт считается наиболее ярким примером эпического гения. На официальном сайте ЮНЕСКО говорится, что через свое творчество Деде Коркут проявляет себя как легендарная фигура и мудрец, чьи слова, музыка и высказывания связаны с наиболее значимыми периодами в жизни человека – традициями рождения ребенка, брака и погребения.
В заявлении Министерства культуры и туризма Турции по поводу включения эпоса в список нематериального наследия ЮНЕСКО говорится, что “Деде Коркут” является «объединяющим элементом» для тюркских народов. В частности, в городе Эскишехир есть парк в честь Деде Коркута, где находится уникальная монументальная стена-фонтан, на которой изображены истории, написанные этим легендарным автором.
Рассказчики сказок со всего мира на фестивале Тегерана.
Ему приписывают создание кобыза – казахского национального музыкального инструмента. По легенде, Коркыт бросил вызов смерти. Но в своих странствиях все ему напоминала о тленности бытия: смерть приходит ему в образе сгнившего и свалившегося дерева в лесу, в виде ковыля, обгоревшего на солнце в степи. Тогда Коркыт выдалбливает из дерева ширгай первый кобыз, натягивает на него струны и играет, изливая свои тягостные чувства. По просьбе Коркыта после его смерти на его могилу положили его кобыз, издававший тихие звуки от порывов ветра. С этим сюжетом связан другой архитектурный памятник, посвященный Деде Коркуту, сделанный в виде кобыза. Он был сооружён в 1980 году в Кармакшинском районе Кызылординской области Казахстана. При дуновении ветра он начинает заметно звучать и все проезжающие мимо него могут слышать мелодию ветра.
Коркута называют отцом поэтов. Родившийся рядом с рекой Сыр-Дарья, он все же больше известен своим влиянием на огузскую ветвь тюрков. Наиболее известен народный эпос «Огуз-наме». О жизни великого сказителя известно, что он прожил долгую жизнь и умер во сне. По легенде, мать носила Коркыта в своей утробе в течение трех лет. За три дня до его рождения на небе было темно – день сравнялся с ночью. Сильный ветер пугал людей. Именно поэтому новорожденному дали имя «Коркыт», которое переводится как «страх».
Исламское письменное наследие Узбекистана возвращается на родину.
Исламосфера