Есть ли будущее у миниатюры в цифровом мире?
Сегодня на искусство сильно влияют цифровые технологии, закладываются основы новых форм, которые в какой-то момент переплетается с традиционными. Это касается и миниатюры. Журналистка Рукие Кюрек задала свои вопросы о новых тенденциях развития этого искусства современным художникам-миниатюристам.
В связи с тем, что искусство сейчас все больше интегрируется в цифровой мир, возникает множество вопросов о миниатюре, таких как «Способно ли она сохранить свой статус и значение в эпоху цифровых технологий?», «Какое пространство создала себе миниатюра в цифровом мире, и какое будущее ждет ее в этой новой области?», «Возможно ли адаптировать это искусство к метавселенной, искусственному интеллекту и NFT?», «Что могут дать цифровые технологии миниатюре?». Журналистка Рукие Кюрек задала их ведущим деятелям искусства Турции – художникам-миниатюристам Гюнсели Като, Джихангиру Ашурову и Гюльчин Анмач.
Турецкий Диянет: хадж в метавселенной не является поклонением.
Гюнсели Като: Инновации должны быть в области духа, а не в технике
Стиль, цель и место искусства миниатюры времен дворцовых наккашхане (мастерских) были совершенно другими. Я назову это скорее искусством, чем ремеслом, потому что мастера вкладывали в миниатюру всю свою фантазию и вдохновение. В ней заключался смысл, выходивший за рамки современного искусства… Существовало понимание того, что религия и искусство находятся в величайшем единстве, а художник творит силой Аллаха-Творца… В наше время миниатюра, на мой взгляд, превратилась в стерилизованное, фанатичное и лишенное смелости ремесло. Эта ситуация меня очень огорчает, и я теряю надежду… Миниатюры сейчас остаются произведениями, не выходящими за рамки сувенирного ремесла. Новые молодые художники пробуют разное, используя все объекты прошлого, но не привносят при этом никаких новшеств. То, что вы называете инновациями, должно касаться не технологий, а духа, но этого нет, и, к сожалению, мы сильно отстаем.
Противоречит ли искусственный интеллект учению ислама?
Есть молодые художники, которая пытается сделать что-то новое в цифровом мире. Они воспринимают миниатюру как шутку и пытаются передать политический посыл, используя технику или модели миниатюр. Но это другой формат. Они применяют традиционное искусство как инструмент, играя в цифровые игры и используя цифровой материал. В таком виде, когда миниатюра выступает только в качестве инструмента, конечно же, у нее может быть будущее в цифровом мире.
Джихангир Ашуров: Возможно, возникнет новая традиция, основанная на миниатюре
В последнее время интерес к традиционным искусствам начал возрастать. Поэтому они снова начали возрождаться. Одним из них является миниатюра. Кроме того, в последнее время увеличилось число людей, интересующихся миниатюрной живописью, и спрос на нее вырос… Я сам не занимался цифровизацией миниатюры, но есть люди, которые делают это. Поэтому она будет развиваться и в цифровом мире.
Искусственный интеллект поставили на службу исламского искусства в ОАЭ.
Я всего лишь художник-миниатюрист и, не будучи искусствоведом, не могу высказать однозначного мнения о цифровых технологиях и миниатюре. Но я думаю, что это искусство будет развиваться в таком направлении, потому что все сейчас становиться цифровым. Возможно, миниатюра не останется таковой, она изменится, и вновь сформированная художественная традиция будет опираться на миниатюру. В этом новом искусстве будут создаваться свои традиционные связи.
Гюльчин Анмач: Миниатюра очень разнообразна
В настоящее время, помимо произведений, выполненных с использованием традиционных техник, есть художники-миниатюристы, которые работают с различными материалами, такими как плитка, керамика, дерево и металл, или которые создают картины как очень больших, так и очень маленьких размеров. Кроме того, есть и те, кто создает свои произведения только в цифровой среде, используя элементы миниатюрного искусства. Поэтому можно говорить об очень активном разнообразии.
Нет сомнений в том, что все в современном мире быстро меняется и ориентировано на потребление. Художественные институции и рынки неизбежно подчиняются этому процессу и вовлечены в него. Искусство миниатюры нельзя рассматривать отдельно от всего этого.
Духовная миссия исламского искусства.
Нет такого, что новые современные системы применимы к одному искусству и не применимы к другому. Нет никакого различия между искусствами при их интеграции к передовым технологиям. Те художники, которые создают работы с использованием элементов миниатюрного искусства в цифровой среде, быстрее адаптируются к новым изменениям. Покупка произведения физически или в виде NFT — личный выбор покупателя… Эти новые концепции быстро завоевывают признание и представляют собой новую область, где художники могут управлять своими правами на продажу и сами устанавливать связи… В будущем, возможно, по мере того как эти системы станут все более институционализированными и распространятся больше, а сферы их доминирования расширятся, включение в систему может превратиться в обязанность или необходимость, а не обосновываться личным выбором.
Сегодня миниатюра все еще существует в своих традиционных формах. Точно так же, как сейчас возникают ситуации, когда жизнь необходимо интегрировать в цифровой мир, миниатюра, как и другие виды искусства, может быть использована художниками нового поколения, возможно, в своих старых формах, а, возможно, в качестве основы для новых форм искусства. Вместе с жизнью меняется и искусство. Миниатюра существует как в своей традиционной форме, так и в цифровом мире с новой идентичностью. Главное, не придумывать названия тому, что происходит или должно произойти. Главное, выразили ли мы то, что хотели выразить? Создали ли мы, используя дух и философию нового мира, идентичность для нашего творчества или для себя через него?
Исламосфера