Этот великий исламский философ пытался понять, почему люди влюбляются

В классические времена мусульманской империи ученые должны были знать, думать и писать обо всем, от религии до медицины и любви во всех ее аспектах. О любви писали с философской, медицинской и даже эротической точек зрения (см.напр., “Благоухающий сад чувственного наслаждения” шейха Аль-Нафзави, жившего в XV в.). Ибн Хазм также внес заметный вклад в дело изучения любви, пишет сайт Mvslim.


Об Ибн Хазме

Ибн Хазм (994 – 1064 гг.) родился в Кордове, на юге Испании, через три столетия после установления там мусульманского правления. Он был ученым, поэтом, эрудитом, философом и правоведом из захиритской правовой школы (суннитская правовая школа, которая не пережила Средневековья). Он жил во времена политических потрясений, когда берберские племена вышли на политическую арену после падения Омеййядов, а Иберийский халифат распался на несколько небольших государств. В это неспокойное время параллельно происходило обновление и распространение литературы, известным примером чего является трактат Ибн Хазма, о котором речь пойдет ниже.

Любовь в философии Имама Газали.

Сам Ибн Хазм, по-видимому, вырос в доме, полном женщин, поскольку он описывает: “Я был воспитан на их груди и среди них, не зная никакого другого общества. Я никогда не сидел с мужчинами, пока не стал юношей, и у меня начала расти борода”. Он женился, будучи совсем молодым, на молодой женщине по имени Нааман, которую очень любил. Но вскоре она умерла, и Ибн Хазм не только пребывал в трауре в течение нескольких месяцев, но так больше и не женился.

“Ожерелье голубки” / Источник: en.wikipedia.org

Трактат о любви

Трактат Ибн Хазма о любви, название которого переводится как “Ожерелье голубки”, считается одним из величайших шедевров арабской средневековой прозы. Но что отличает его от других? Прежде всего  его стиль и андалузский контекст, в котором он был написан. Давайте рассмотрим его различные аспекты.

Что касается литературного аспекта, то прозе Ибн Хазма, как известно, присущ прекрасный поэтический стиль, что делает его трактат очень приятным для чтения в оригинале на арабском языке. По существу, трактат рассматривает любовь как социальное явление с примерами из реальной жизни, любовь как часть естественного хода человеческой жизни. Ибн Хазм пытается понять, как и почему кто-то влюбляется, какие ситуации благоприятствуют этому чувству (например, полезный друг, передающий сообщения) и что мешает ему (например, ревнивая третья сторона или даже смерть).

Розы и любовь к Пророку на фестивале в Сараево.

Ибн Хазм также пишет в интимной манере: вместо того, чтобы писать о любви в универсальном или объективном стиле, как многие ученые его времени, он приводит примеры из собственной жизни и жизни своих современников, чтобы объяснить, что происходит в жизни влюбленного. Мы обнаруживаем что автор по своей природе амбивалентен: с одной стороны, он является поклонником женщин, с другой сохраняет определенную степень недоверия к ним. В общем, Ибн Хазм очень человечен в своих недостатках.

Statue of Ibn Hazm, (Abū Muḥammad ʿAlī ibn Aḥmad ibn Saʿīd ibn ...

Памятник Ибн Хазму в испанской Кордове / Источник: reddit.com

Через тему любви и эти мирские ситуации, которые резонируют с читателями любого времени и места, мы открываем некоторые аспекты жизни жителей средневековой Испании и их культуры, включая особое место женщин, которые, хотя и правили в основном “за занавесом” в своих домах, но имели заметную власть в обществе … возможно, большую, чем где-либо в исламском мире в то время.

Любовь к кошкам – признак веры в исламе.

Его трактат был написан как письмо, адресованное его другу, с жалобой на сердечные дела. Она состоит из 29 глав, которые имеют такие названия, как “О влюбленности с первого взгляда”, “О поражении глазами”, “О сокрытии тайны”. Некоторые главы посвящены негативным сторонам жизни влюбленного и называются “О клеветнике” и “О предательстве”. В каждой из них он аргументирует свои взгляды и мысли о разных проявлениях любви примерами из повседневной жизни, своей собственной поэзией, кораническими аятами и хадисами.

“Со своей стороны, я рассматриваю любовь как соединение между разрозненными частями душ, которые разделились в этой физической Вселенной, союз, заключенный в субстанции их изначального возвышенного элемента”, – пишет он.

Источник: aldebaran.ru

Не остались незамеченными и тенденции неоплатонизма – философской школы, популярной среди ученых того времени. Согласно этой теории, мир состоит из идеального царства духа, где обитает совершенство и к которому стремится душа, и материального царства, где царит несовершенство. Вот почему Ибн Хазм говорит, что “со своей стороны я рассматриваю любовь как соединение между рассеянными частями душ, которые разделились в этой физической Вселенной, союз, заключенный в субстанции их изначального возвышенного элемента”. Для него влюбленный только стремится воссоединиться со своей второй половиной, несмотря на ограничения этого мира, “его душа действительно свободна и осознает, где находится тот другой, который разделял с ней в древней близости; его душа всегда ищет другого, стремится к нему, ищет его, жаждет снова встретиться с ним, притягивает его к себе, как магнит притягивает железо”.

Любовь суфиев к семье Пророка (САВ).

Краткое изложение этого прекрасного произведения можно закончить общим описанием пары влюбленных в первой главе “Знаки любви”: “Когда они полюбят друг друга с одинаковым пылом, и их взаимная привязанность будет чрезвычайно сильна, они будут противостоять друг другу без какой-либо веской причины, каждый будет намеренно противоречить другому во всем; они будут яростно ссориться из-за самых незначительных вещей, каждый будет подхватывать слово другого и намеренно неправильно истолковывать его. Все эти уловки направлены на проверку и доказательство того, что каждый ищет в другом”.

И, наконец, так Ибн Хазм описывает любовь: “Любовь – да возвеличит её Аллах ! – поначалу шутка, но в конце – дело важное. Её свойства слишком тонки по своей возвышенности, чтобы их описать, и нельзя постигнуть её истинной сущности иначе, как с трудом. Что же касается причины того, что любовь постоянно в большинстве случаев возникает из-за красивой внешности, то вполне понятно, что душа прекрасна, и увлекается всем прекрасным, и питает склонность к совершенным образам. И, увидев какой-нибудь из них, душа начинает к нему приглядываться и, если различит за внешностью что-нибудь с собою сходное, вступает с ним в соединение, и возникает настоящая подлинная любовь… Поистине, внешность дивным образом соединяет отдалённые частицы души !”

Исламосфера

Комментарии