Фанн аль-бахри – искусство, рожденное морем

Ловля рыбы и добыча жемчуга, требующие слаженной работы, сыграли важную роль в создании одного из самых захватывающих музыкальных жанров в арабском мире, пишет Рольф Киллиус.


Многие авторы, такие как Хабиб Хасан Тума, описывают фанн аль-бахри, что переводится как «искусство моря», как «самый оригинальный и характерный музыкальный жанр» региона, включающего прибрежные районы Бахрейна, Кувейта, Катара, Саудовской Аравии и Южного Ирака.

Название фанн аль-бахри закрепилось за несколькими взаимосвязанными жанрами, объединенными жизнью и работой на море. В прошлом самый большой репертуар этого направления включал произведения, исполняемые на парусных транспортных судах, а также на кораблях ловцов жемчуга и рыбаков во время работы.

Мухаммед бин Тани (1788-1878), хаким Катара, однажды сказал: «Мы все, от высших до низших, слуги одного хозяина – жемчуга». Действительно, большая часть населения региона занималась ловлей жемчуга, рыболовством и плавала на торговых судах.

История жемчужного промысла Бахрейна насчитывает 4000 лет.

ئ11

Источник: alkhaleejonline.net

Работа была ужасной и изнурительной, и, возможно, именно музыка и пение помогали установить рабочий ритм и сохранять силы. В наши дни, когда масштабы ловли жемчуга сократились до минимальных, музыкальные стили, связанные с этим родом деятельности, почти исчезли.

Музыка отдыха (фиджри), обычно, исполнялась в небольших хижинах на берегу, которые в Бахрейне и Катаре называли “дар”, а в Кувейте “дивания”. Здесь моряки встречались после работы, чтобы пообщаться, выпить чай и кофе, но прежде всего – послушать музыку и спеть. Эту традицию до сих пор продолжают потомки этих моряков, главным образом, на особых меджлисах в частных домах.

В отличие от музыки, связанной с работой, фиджри, музыка свободного времени, исполнялась в начале и в конце сезона добычи жемчуга, и на больших торговых судах, и в дарах и диваниях. Часто оба этих вида фанн аль-бахри называются фиджри.

Поскольку условия на судах по добыче жемчуга и торговых судах были очень стесненными, в прошлом в фанн аль-фахри использовалось только несколько инструментов, в основном особый барабан (табл бахри) и тарелки (тус). В фиджри, в дополнение к этим инструментам, моряки использовали барабаны “мирвас” и “тар”, а также “джалал”.

18 малоизвестных фактов и географии в исламском мире.

В музыкальном плане на фанн аль-бахри, вероятно, повлияли два направления, – музыка бедуинских общин Аравии, и музыкальные жанры, принесенные по морю из Восточной Африки, Западной Индии и Белуджистана.

Фанн аль-бахри сочетает в себе такие разнообразные музыкальные элементы, как хоровое пение, мелизматическое сольное пение наххама, сложные и длинные ритмические структуры, исполняемые на ударных инструментах, и хлопки в ладоши. Певец (наххам) считался одной из самых важных фигур на судне. Эта профессия хорошо оплачивалась.

Как правило, тексты песен фанн аль-фахри брались из арабской поэзии. Марва Кохеджи описывает их содержание так: «Печаль переплетается с романтической радостью, чувство тоски по дому поглощается состоянием восторга. В искренних молитвах, обращенных к Аллаху, завуалированы переживания о долгах, накопленных за сезон».

Как ислам проник в Австралию?

Источник: easteast.world

ئ8

Источник: alkhaleejonline.net

ئ1

Источник: alkhaleejonline.net

Источник: easteast.world

Источник: easteast.world

Исламосфера

Комментарии